16 марта в 17:33

Чудотворную икону «Богоматерь Боголюбская» снова можно увидеть на выставке во Владимире

Событием исключительного значения в духовной и музейной жизни России стало открытие выставки самой знаменитой иконы, хранящейся во Владимире, - Богоматери Боголюбской. Образ, написанный в XII веке, возрождали поколения реставраторов в течение почти 100 лет. И вот с 16 марта 2024 года в «Палатах» Владимиро-Суздальского музея-заповедника работает уникальная выставка «Икона «Богоматерь Боголюбская» XII века. Новое обретение».

Эта икона считается выдающимся памятником Древней Руси домонгольского периода.  Икона была написана в середине XII века по повелению князя Андрея Боголюбского в том образе, в котором явилась ему Богородица, когда князь решил перенести центр власти из Киева во Владимир и прибыл сюда, в эти места. Ученые замечают в иконе Богоматери Боголюбской влияние византийской традиции, но в манере письма уже есть «русский» характер. И создана она, как полагают, русским мастером.

За минувшие века верующие многократно убедились, что образ чудотворный. В XVIII веке с иконой начал совершаться ежегодный крестный ход в честь чудесного избавления владимирцев от моровой язвы. 

Конечно, за столетия икона очень пострадала. А первоначальное изображение оказалось скрытым за подновлениями – слоями красок разных веков. 

В руки реставраторам икона попала только после того, как была обнаружена экспедицией под руководством Игоря Грабаря в 1918 году, - в ужасающем, «руинированном» состоянии. Казалось, ее не спасти. Пять поколений реставраторов посвятили ей свой труд. В последние годы икону даже лечили как человека: врачи делали ей томографию.

Задача завершить реставрацию иконы выпала на долю сотрудника Всероссийского Центра имени Грабаря Александра Горматюка. С помощью современнейших методов ему удалось кропотливо открыть образ, написанный в XII веке.

Александр Горматюк тоже свидетельствует о чуде. Он говорит, что перед реставраторами сначала стояла задача хотя бы закрепить изображение. Икону даже боялись поднять вертикально.  И вот открывается ее выставка!

 - Я почувствовал, что чудотворная икона сама этого захотела, - признается реставратор.

На торжественном открытии выставки именитые люди говорили о значимости нового явления народу этого образа.

- В наше непростое время особенно важно знать историю и сохранять духовные основы, без которых невозможно нормальное развитие ни в настоящем, ни в будущем. В этой связи особую значимость приобретает работа, направленная на сохранение произведений древнерусского искусства и создание возможностей для их показа широкой аудитории. Реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря завершили многолетнюю работу, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца, - сказал председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин.

Губернатор Александр Авдеев подчеркнул, что икона - это духовный символ перенесения центра Российской государственности Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. 

- Недавно у нас проходил форум «Духовное наследие России», мы вспоминали даты, в том числе и 13 марта, когда князь Андрей Боголюбский взял Киев, перенёс столицу во Владимир… Он вошёл в историю как собиратель русских земель, как государственный деятель, стремившийся прекратить междоусобные войны. Понимая глубину происходящего, мы найдём ответы для будущего, – уверен Александр Авдеев.

- Чудо свершилось. Конечно, с Божьей помощью. Музейщики, реставраторы столько лет нам возвращали это чудо, -  добавила Ольга Хохлова, председатель Заксобрания области.

- Боголюбская икона была первой в ряду тех памятников, которые были изучены, раскрыты и сохранены в бушующие революционные времена. В 1918 году, силами первой экспедиции, эта икона, находившаяся в руинированном состоянии, на грани гибели, была своевременно реанимирована и возвращена к жизни, – напомнил гендиректор Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев.

- Сама икона – бесценная, а история её реставрации, по сути – нового обретения, удивительна: на восстановление первоначального облика ушло около ста лет. То, что лик Богородицы мы сможем увидеть практически таким же, каким его видел Андрей Боголюбский – это настоящее чудо, – считает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.

Был на открытии и еще один Авдеев - Александр Алексеевич, в прошлом - министр культуры России, а ныне посол России в Ватикане. Он увидел в открытии выставки знак утверждения христианских ценностей в мире как одной из основ культуры России.

Что уж говорить о чувствах людей церкви на выставке! Ведь даже списки с иконы Богоматери Боголюбской считаются чудотворными, а сегодня открыт вновь первоначальный образ! На выставку прибыли представители Русской православной церкви Московского патриархата (епископы Владимиро-Суздальской митрополии, монашествующие, иереи). Приехал и предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий. Ведь икона «Богоматерь Боголюбская» написана задолго до раскола и одинаково дорога всем направлениям православия. 

Настоятельница Свято-Успенского Княгинина женского монастыря Нина верит, что икона «чудотворила» при возрождении обители. (В этом монастыре образ долго хранился).

…И вот первые посетители входят в залы выставки. Всего зала – три. Первый посвящен реставрации иконы. Горизонтальное видео показывает, как икона возрождалась по годам. Долгая работа с иконой помогла Александру Горматюку представить, как образ выглядел при Андрее Боголюбском. И он изобразил этот реконструированный вид «Богородицы Боголюбской». 

Фотографии и факты о вековой работе реставраторов дополнены офортами того же Александра Горматюка, которые иллюстрируют основные этапы жизни иконы и борьбы за ее спасение. 

Второй зал содержит коллекцию иконописи, раскрывающую этапы ее развития, копии фресок, белокаменные элементы резного убранства, археологические находки, например, наконечники стрел XII-XIII веков.

И уже из этого ярко освещенного зала входишь в главный, в третий. Здесь в полумраке и прохладе (так ощущается специальный климат, в котором хранится святыня), в нежно освещенном своде предстаёт ОНА, - Богоматерь Боголюбская,  из XII века!

Чувства захватывают. Глубоко верующие люди невольно кланяются или даже падают на колени перед образом. Голос экскурсовода уже не звучит. Число входящих строго ограничено. Сама по себе воцаряется благоговейная тишина. И вот мы из тьмы созерцаем Свет - образ небесной защитницы, молящейся Господу за нас. Так происходит новое обретение Богоматери Боголюбской.

- Сама икона, конечно, потрясает. И то, как это экспонируется, производит огромное впечатление. Именно так и должны показываться такие уникальные вещи - с глубочайшим уважением, пониманием сути и контекста, - поделилась высокой оценкой выставки директор департамента музеев Министерства культуры РФ Елена Харламова.

Напомним, что с именем Андрея Боголюбского связаны две из числа самых почитаемых православных икон. Самый древний образ Богоматери Владимирской князь привез из-под Киева к Владимиру. Но та икона Богоматери была перенесена в XIV веке из Владимира в усилившуюся Москву, где находится до сих пор. А «Богоматерь Боголюбская» осталась на Владимирской земле, где была написана и остается горячо почитаемой. 

Как говорят музейщики, эта выставка в «Палатах» ВСМЗ задумана как постоянная. Но будущее ее все еще остается в зависимости от состояния самой иконы.

Возрастной рейтинг 12+ 

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
27 минут назад Во Владимирской области более 500 пациентов бесплатно получили тонометры для мониторинга
Все они прикреплены к учреждениям здравоохранения, уточнили в региональном Минздраве. Речь идет о проекте, который реализуется в рамках соглашения со Сбербанком. Его заключил губернатор Александр Авдеев.
час назад Осужденному за взятки бывшему вице-губернатору несколько смягчили приговор
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о пересмотре дела Рината Чагаева, который в 2016-18 годах работал заместителем губернатора и курировал работу департамента строительства и архитектуры. .