26 июля 2017 в 15:22

Ильинская-Покатая никуда не укатится?

Фото: Наталья Ларина
Этой камерной улице в историческом ядре Владимира мы посвятили уже два разворота в «ВВ» - после того как в 2015 году к нам обратились ее жители, утверждавшие, что их участки сползают в овраг, где развернулась стройка Лыбедской магистрали.

Первый материал вышел в октябре 2015-го. Второй — в конце июня-2017 (мы снова побывали на Ильинской-Покатой по просьбе жителей, пригласивших нас взглянуть на подвязанный к деревьям забор со стороны магистрали и продолжающий сползать откос.

На улице достаточно ветхих домов. Там никогда не было нормальной канализации - хотя как раз сейчас ее волею мэрии прокладывают. А еще эту улицу отгородили от магистрали крепким новеньким забором и приступили к покраске задних фасадов самых внешне неприглядных строений.

«До магистрали — 30 метров»

Мы в «ВВ» понимали: по щелчку пальцев все проблемы Ильинской-Покатой не решить. Но сейчас прониклись сдержанным оптимизмом, потому что видим реакцию властей, не отстраняющихся от проблем людей.

Свидетельство тому — состоявшийся по инициативе Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия АВО диалог между собственником одного из домов, представителями АВО (руководитель инспекции - Евгений Гранкин и его зам - Мария Волозина) и города (начальник управления по связям с общественностью и СМИ мэрии - Александр Карпилович), а также заказчика строительства Лыбедской магистрали - «Владстройзаказчика» (директор компании - Виктор Пузанов).

Главным поводом для этой встречи стал памятник истории, дом № 11 на Ильинской-Покатой. В нем когда-то жил комиссар Чапаевской дивизии Павел Батурин. Строению больше 200 лет, оно в печальном состоянии, и расположение на откосе над большой стройкой ситуацию не улучшает. Так считают живущие в нем люди.

Виктор Пузанов директором «Владстройзаказчика» стал полгода назад. Он изначально вынужден был, по его собственному сдержанному комментарию, «наводить в организации порядок». На разговор с собственником и журналистом он пришел подготовленным: с чертежами, планами стройки, кипой документов. Кстати, большую часть работ на 2-километровой Лыбеди (в том числе с освещением, дополнительными светофорами, тротуарами и велодорожками) должны успеть закончить совсем скоро, ко Дню города.

Пузанов считает, что весь проект позволил привести в хорошее состояние ранее неухоженную часть города. Проект прошел все экспертизы. При этом до откоса Ильинской-Покатой участок магистрали даже не доходит:

- От 11-го дома до зоны муниципальной земли — 19,5 метра. Еще 12 метров - муниципальная земля, и 42 метра — магистраль. С откоса не прямой наклон, как утверждается в газете, а 35,6 градуса. Наши катки никак тут не влияли. Расстояние зоны их вибрирования - 5 метров!

Подрядчик ничего там не копал, наоборот — засыпал неровности, - уверяет Виктор Пузанов. - Согласовал с жителями улицы усиление откоса, выкладку его специальной фиксирующей сеткой, высадку кленов для укрепления. Вдоль магистрали монтируется лотковая система водосбора. Так что влагозащита вала и домов на нем станет лучше.

Дело в самом доме?

- Никаких размывов исторического дома нет, - уверен директор. А плотность суглинка там такова, что даже колья в него забивать сложно. Проблема, дескать, в самом доме: он мало того что очень старый, так еще и неухоженный. Даже отмостков нормальных нет. Осадки в трещины изначально некрепкого фундамента просачивались десятилетиями, он подвергался подтаиванию и заморозке, поэтому неудивительно, что сейчас трещит и рассыпается.

- Кто там за 200 лет до нас глубину промерзания рассчитывал? - сомневается Пузанов.

Еще один его аргумент в пользу того, что 11-й дом разрушается без воздействия стройки:

- По теории сопромата, если склон едет, трещины должны появляться в продольных стенах. А там их нет. Дом «рвет» в стороны, а не на склон. Там и перемычка неармированная, кто ее 200 лет назад армировал?..

Александр Карпилович добавляет:

- Ни одного метра муниципальной собственности в этом доме нет. Он частный, и ухаживать за ним должны собственники.

Собственники с этим не спорят. Но напоминают о нюансах. Во-первых, в доме долго жили только пожилые люди, у которых не было ни сил, ни средств его облагораживать. Во-вторых, сейчас там три собственника, и договориться им сложно. Ведь никто не хочет за общую собственность платить больше соседа. В-третьих, у дома статус памятника истории. То есть все работы на нем по нормам должны делать лицензированные организации. А их услуги стоят дороже обычных ремонтников.

Кроме того, люди, по-моему, верят в профессионализм и искренность Пузанова, но говорят, что он сейчас, по сути, вынужден отвечать на вопросы, копившиеся годами, в том числе, к его предшественнику на посту директора (им был, напомним, печально известный Антон Аручиди).

- Все начало съезжать задолго до вас. С 70-х годов прошлого века товарищи постарались, - говорит Николай Михайлович, один из собственников дома № 11. - Что касается строительства трассы, то, конечно, никаких замеров мы не делали. Но общались со специалистами, они говорили: задняя часть дома обречена. Дело времени, когда она отвалится и отойдет в овраг. У него крыша вытянутая. Балки под статической нагрузкой. Труба задняя в разорванном состоянии. Нижняя балка лежит на печке. Не соглашусь, что каток не влиял. Влиял. И он, и бульдозер. Все стены сотрясались. Подвижка склона серьезная была. Деревья пешком пошли, так что весь сад съехал. Вы сказали про деревья, которые укрепляют откос, - так это мы их спасали, потому что рабочие рубили все подряд. Я вообще думаю, что мы как заложники здесь. Вся нагрузка на нас.

Не проще ли исключить дом из списка памятников истории и закрыть эту тему?

- Не проще, - объясняет Евгений Гранкин. - Процедура очень длинная, через правительство, и то начать ее можно лишь, если памятник уничтожен.

Виктор Пузанов сказал, что любому профессору может доказать: вибрации катков на дом не влияют, все трещины и щели к магистрали отнощения не имеют, но почему-то уверен в этом всего «на 98 процентов».

На улицу пришлют спецов

В свою очередь Карпилович прояснил нам смысл покраски ветхих домов Ильинской-Покатой со стороны Лыбедской магистрали. Смотрятся они в итоге забавно: с Лыбеди красиво, глянцево, но если глянуть сбоку — все равно что платье, у которого спереди лохмотья, сзади цветной шелк... Но «Владстройзаказчик» к этим работам отношения не имеет.

Оказывается, мэрия пыталась разговаривать с некоторыми собственниками халуп с целью сподвигнуть их привести дома в порядок. Однако по большей части безуспешно:

- Собственники заявляли так — вам надо, вы и красьте. Вот и красим, потому что пришло время разобрать эти медвежьи углы, - говорит Карпилович. - Раньше это были задворки центра. А сейчас - фасадная часть магистрали. Мы вынуждены убитые фасады привести в порядок хотя бы так.

Кстати, Карпилович говорит, что фасады красят за спонсорские деньги.

«ВВ» повторили вопрос из прошлой публикации: разве норма, что у дома № 7 (другой разваливающейся халупы, но без статуса памятника) задний фасад покрасили, забором его огородили — и все? Учитывая, что в этот дом регулярно забираются бомжи, жители соседнего дома № 9 всерьез боятся пожара.

- Седьмой дом — печаль мэрии, - признает Карпилович. Власти не могут им распоряжаться. Раньше там жила пожилая женщина. Теперь дом в собственности ее наследника. А он относится к нему как к инвестпроекту, очевидно, надеясь, что мэрии когда-нибудь надоест на этот ужас смотреть, и она его за хорошие деньги выкупит для сноса.

Ну а как быть с привязанным к деревьям забором позади 7-го дома? Мы даже на фото это фиксировали в рамках работы над вторым репортажем. Карпилович пообещал разобраться:

- Возможно, это было временно. Надо лишний раз пройти и посмотреть, какие могут быть косяки.

Итог выглядит так. Евгений Гранкин договорился с гендиректором «Владимирреставрации» Владимиром Кисловым, чтобы тот выделил специалистов для обследования объектов — прежде всего дома № 11. Возможно, там понадобится оборудовать шурфы для отслеживания динамики участка. Александр Карпилович назвал это гуманным:

- Спецы могут подсказать решения, о которых мы все можем даже не предполагать.

ЦИФРЫ

117 человек, чьи дома оказались в границах строительства Лыбедской магистрали, были расселены за все время работы над проектом.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
26 минут назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…
34 минуты назад Робот с российским паспортом: решение контакт-центра «Ростелекома» вошло в реестр отечественного ПО
«Ростелеком Контакт-центр» (D/O: Digital Operator) зарегистрировал в реестре отечественного программного обеспечения Минцифры России собственную разработку — интеллектуального цифрового помощника DO Digital Assistant RoB…