19 июля 2017 в 16:23

Медики VS пациенты, или Почему при пневмонии аспирин не поможет

Фото: Владимир Чучадеев
У каждого есть личные истории взаимоотношений с нашей медициной. Как со знаком «плюс» (помогли, чутко отнеслись, спасли родственника), так и со знаком минус (требовали деньги, грубили, заставляли со скандалом «выбивать» диагностику, положенную по полису ОМС). При этом, идя к врачам, мы, как правило, уязвимы больше, чем обычно. Мы отдаем в их руки здоровье, которое не вещь: его, если испортить, заменить невозможно...

У медиков наболело

Но и у медиков тоже есть свои истории взаимоотношений с нами. С пациентами, которые не выполняют рекомендаций и потом приходят с запущенным заболеванием, требуя от доктора чуда. С агрессивной родней пациентов, которая материт, избивает и даже убивает врачей и медсестер (по данным Врачебной палаты, на медиков в России совершено около 2 тысяч нападений). С пьяницами, развлечения ради вызывающими «скорую помощь». С автохамами, не пропускающими неотложку… С зарплатой, которая, с точки зрения врачей госбольниц, их нагрузке совсем не соответствует. С огромным объемом отчетности, на которую уходит львиное количество рабочего времени - в ущерб непосредственным обязанностям.

Некоторые наши взаимные претензии, бесспорно, обоснованы. Однако разве должно все пациентское сообщество отвечать за маргинальные проявления вроде нападений на врачей или блокировку машин «скорой»? Кто спорит с тем, что это однозначно безобразие и должно жестко караться по закону? И уж тем более люди не должны страдать за недостатки всей системы здравоохранения. Однако пока, получается, страдают. И пишут об этом в соцсетях...

И вот на все это последовала защитная реакция.

На прошлой неделе во Владимирской области в СМИ (в том числе в «ВВ») были опубликованы открытые письма от врачей и общественников, общий смысл которых: хватит выплескивать на медиков негатив в СМИ и соцсетях.

Правда, председатель ОП Наталья Юдина отдельно оговорила: «СМИ и соцсети оговаривать не надо. Там люди высказываются о наболевшем».

Обсуждать письма врачебного сообщества мы здесь не будем – кто хочет, тот сам прочитает и сделает выводы. Заметим лишь, что, призывая людей не чесать «всех врачей под одну гребенку», авторы одного из писем походя сделали то же самое в отношении средств массовой информации.

А сразу после рассылки упомянутых писем Общественная палата Владимирской области провела более чем двухчасовой круглый стол, посвященный проблемам взаимоотношений медиков и пациентов. Странно, что для журналистов была исключена возможность задать вопрос, подать реплику, вступить в диалог с участниками мероприятия. Хотя иногда очень хотелось…

Никто не хотел «навредить»

Так в чем проблема взаимоотношений медиков и пациентов: друг в друге или все-таки в сложившейся системе здравоохранения? Так ли уж важна роль медиа в сложившемся имидже отечественной медицины? А может, как сказал один очень хороший практикующий доктор, все проблемы российского здравоохранения начались тогда, когда медицинскую помощь у нас в стране переквалифицировали в «медицинские услуги»?

Инна Морозова, председатель общественного совета при департаменте здравоохранения, начала с цифр и тезисов. Владимирские поликлиники в прошлом году сдюжили 11 миллионов посещений граждан и одних только УЗИ провели 4 миллиона. Высокотехнологичная помощь становится все доступнее. Продолжительность жизни растет. За всеми этими достижениями – труд медиков. Медиков, которых в госбольницах остро не хватает. А если негатив будет усиливаться теми же темпами, разбегутся последние, уверена Инна Михайловна. Потому что каждый врач нуждается в одобрении своей работы и ни один не пришел в профессию с целью «навредить».

Педиатр Людмила Жильцова (в профессии 49 лет) говорит, что выпускники вузов не стремятся в госбольницы не только из-за денег и перенагрузки, а и потому, что видят негативное отношение населения. Дескать, перерабатывай или не перерабатывай, а люди все равно будут недовольны. В результате основной штат врачей в госбольницах сейчас обычно укомплектован специалистами предпенсионного или пенсионного возраста. «За пять лет у меня всего один интерн».

Людмила Романова, уполномоченный по правам человека во Владимирской области добавляет:

- Врач тысячу человек может спасти. А на тысяче первом допустить ошибку и получить массу негатива на свою голову.

Не надо брать врача «за глотку»

Президент врачебной палаты региона-33 Анатолий Ильин «зрит в корень»: дело в системе. Говорит, что здравоохранению нужна модель, которая будет работать без сбоев. К этому, дескать, надо стремиться.

Однако и со стороны пациентов нужно понимание того, что нельзя решить проблемы, беря врачей за глотку. Нельзя обвинять их в ошибках, пока того не доказали эксперты и суд.

Ильин призывает к разумному диалогу: есть претензии – озвучивайте их главврачам или департаменту, который «как никогда открыт для контактов». Общественный совет там не ручной, и от проблем не закрывается. В каждой поликлинике есть специальные ящики для жалоб, вскрывают их непосредственно в департаменте при комиссии. А директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин не игнорирует ни одного запроса или жалобы и всегда отвечает на звонки по мобильному (последнее - чистая правда, еще не было случая, чтобы мы не смогли с вопросами дозвониться до Кирюхина. – Прим. ред.).

Любовь Кац, председатель общественной организации АРДИ «Свет», еще больше зрит в корень, называя одну из самых значимых причин конфликтов: платные услуги в государственных больницах. Люди часто не могут разобраться, на что они имеют право бесплатно, и удивляются, почему УЗИ по направлению они должны ждать по 3 месяца, а за наличные его делают тут же? Не нарушение ли это Конституции? И что за бардак, когда платные услуги проводятся на оборудовании, купленном за счет бюджета?

В словах главного врача Судогодской ЦРБ Анатолия Уколова не было и намека на шантаж в стиле «если не перестанут на нас нападать в соцсетях, мы все уйдем, и лечить вас будет некому». Во-вторых, он говорил по существу. Начал с того, что четко обозначил: не надо бороться с симптомами, это путь в никуда. Да, профессия медика перестала быть престижной из-за перегрузки сверх нормативов, не соответствующей зарплатам. Уколов не сказал «дооптимизировались», но и так понятно, что если после всех реформ на одного врача на участке приходится в 3 раза больше пациентов, чем положено по нормам, он будет уставать. Потогонная система никому еще энергии не добавляла. А усталый человек быстрее ошибется, его легче вывести на конфликт.

- Я должен требовать с людей, но как требовать, если за спиной никого? Двое уйдут на нормативы – и все, мне можно увольняться, - сказал он.

При чем тут желтые пакеты?

В Судогодской ЦРБ 45-процентный дефицит кадров, при котором врачи еще должны обслуживать и призыв, и все вело- мото- и автопробеги. 60 процентов персонала – специалисты в возрасте 60 плюс. Молодые не приходят. Несмотря на то, что побудительные меры в реформах последних лет были, признает главврач (например, миллион и 25-процентная надбавка сельским докторам).

Однако и это на практике не без нюансов. Ведь ничто не мешает молодым девушкам-докторам приезжать на село, забирать миллион и уходить в декрет, уезжая обратно в город. То есть мера хорошая, но по факту врача в ФАПе нет. А 25-процентная надбавка не положена врачу в ЦРБ, несмотря на то, что у него из каждых трех пациентов двое – сельские жители. С надбавкой можно было бы часть дефицита ликвидировать…

При всех этих проблемах масла в огонь подливают проверки. Например, прокурорская, когда медсестру больницы оштрафовали на 20 тысяч рублей (при зарплате в 15 тысяч) за утилизацию мусора в желтые пакеты вместо черных. Страховые компании тоже, мягко говоря, не помогают, ищут лишь повод оштрафовать. У Уколова есть этому логичное объяснение:

- 30 процентов от суммы штрафа уходит на счет страховой компании. Это не секрет. Потому что система такая, что госучреждения сотрудничают с коммерческими компаниями. Пагубна эта взаимосвязь. Больницы должны оказывать медицинскую помощь, а цель любой коммерческой организации – получение прибыли. Это как скрутить алюминиевый провод с медным. Он неизбежно будет окисляться. Страховщики авторучкой, не видя пациентов, могут заработать больше, чем врач за месяц. Штрафы-то драконовские! Если они за ошибку в шифровке болезни (от которой человека успешно пролечили, и он остался всем доволен) с больницы снимают 100 процентов суммы затрат, о чем говорить?

Выходит, что от ущербности всей системы страдают и медики, и пациенты. Уколов говорит, что изменить ситуацию можно только нормальной зарплатой и укомплектованностью больниц. Тогда и отношение медиков к профессии и к пациентам будет другим. Тогда и спросить с них будет легче, и очередь на ставки появится, и худшие будут быстрее отсеиваться. А там и пациенты негативить перестанут.

- Нельзя победить болезнь, если врач и пациент находятся по разные стороны баррикад, - сказала Инна Морозова, призывая не травить медиков и не вываливать на них в соцсетях «мерзость, которой люди верят». Но если бы у нас, журналистов, на круглом столе было право голоса, я бы возразила, что даже тысячи негативных постов в соцсетях не заставят меня относиться хуже к врачам, которых я по своему пациентскому опыту знаю как профессионалов и бесконечно уважаю. Как и тысячи хвалебных материалов не улучшат впечатления о больнице, где на меня, например, наорали в регистратуре и попытались навязать платную услугу.

- Лечить надо болезнь, а не симптомы, - говорит Анатолий Уколов. - Если при пневмонии пить аспирин от температуры, вы, в конце концов, умрете, потому что не лечили саму пневмонию. А вот если лечить пневмонию, температура в итоге уйдет безо всякого аспирина.

Лучше и не скажешь.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
7 минут назад Александр Авдеев встретился с участниками Всемирного фестиваля молодежи в Сочи
В Центре опережающей профессиональной подготовки в стенах Высшей государственной инженерно-технической школы (колледжа) имени Д.К. Советкина губернатор Александр Авдеев провел встречу с участниками владимирской делегации…
41 минуту назад Житель Владимира насмерть забил супругу ножкой от табуретки и выкинул её тело из окна
Во Владимирской области завершено расследование уголовного дела в отношении жителя Владимир 1979 г.р., которого обвиняют в убийстве супруги. Подробности преступления сообщают сразу два региональных ведомства - Следственн…