10 мая 2017 в 18:12

Верность долгу

Фото: автора
Все мужчины в роду Артамоновых связаны с военной службой. Михаил Никифорович участвовал в Первой мировой, а его пятеро старших сыновей прошли через Великую Отечественную. Все были командирами. Трое - Иван, Николай и Анатолий (ему не было и двадцати) - героически погибли. Двое - командир артдивизиона Александр и командир танкового батальона Василий - остались живы и вернулись домой. Уже в 1950-х пришлось повоевать на Корейском полуострове и младшему сыну Михаила Никифировича Андрею. Сегодня Андрей Михайлович живет во Владимире, несмотря на возраст, сохраняет бодрость духа и верность семейным традициям: «Артамоновы всегда готовы были идти впереди. Не было такого, чтобы прятались за чужие спины».

Стать летчиком он мечтал с детства. Хотелось непременно быть, как Чкалов.

- Начинал летать в спецшколе на планере. Его подцепляли тросом к хвосту самолета У-2 и на высоте 300-400 метров отпускали, - вспоминает Андрей Михайлович.

Позже, на военном аэродроме под Ленинградом, летчик Артамонов после винтомоторных осваивал реактивные самолеты МИГ-15. В его эскадрильи были опытные летчики. Они давали советы новичкам.

- Сначала мы летали с инструктором, потом «добро» на самостоятельный вылет давал сам командир полка. Самое сложное - посадка. Она требует высокого мастерства. Все должно быть до предела четко. Многие разбивались именно во время посадки, особенно ночью, - рассказывает Андрей Михайлович. - Недавно в Средиземном море наши истребители не смогли сесть на палубу авианосца «Кузнецов», потому что это очень сложно. У летчиков должна быть постоянная тренировка, без перерывов. У нас с этим было очень строго. Допустим, после отпуска для летчика предусмотрена была «вывозная» программа. Сам был инструктором ‑ знаю, как это важно. Помню свой первый самостоятельный полет при пересадке на другой тип самолета - сверхзвуковой истребитель МИГ-19. Волновался, конечно. Скорость ‑ 1400 километров в час. Два мощнейших двигателя. И сложную посадку помню ‑ все прошло благополучно.

- Расскажите про самую экстремальную ситуацию.

- Мне приказали облетать самолет МИГ-17. Я тогда уже был опытным пилотом. Разбежался на взлет. Большая скорость. Вдруг заметил ‑ ручки управления не двигаются. Смотрю ‑ край аэродрома. Двумя руками схватил ручку. Самолет плавно оторвался от земли. Сделал несколько кругов. «Управление тяжелое! Иду на посадку!» - передал на командный пункт. Сажал самолет, изо всех сил держа штурвал двумя руками. Позже выяснилось, что специалисты перепутали трубки отвода и подвода. Потому и нагрузка была свыше 100 кг. Но, к счастью, сумел тогда посадить самолет.

Андрей Михайлович налетал 17 лет. На его счету - более тысячи часов боевых вылетов, 12 прыжков с парашютом.

- В январе 1953 года наш 298-й ночной истребительный полк прибыл в Северную Корею, - вспоминает Артамонов. - На самолетах - опознавательные знаки КНР. В полет брали только удостоверение, написанное на китайском и корейском языках. Без фамилий. Аэродромы также были на китайской территории. Официально Советский Союз не принимал участие в военных действиях, поэтому конспирацию соблюдали по полной программе. И за три года войны ни один советский солдат и офицер в плен захвачен не был.

За мужество при выполнении особо важных заданий Андрей Артамонов был награжден орденом Красной Звезды.

- С началом сумерек наш боевой полк выступал на ночное дежурство. Истребители поднимались в небо ночью по одному. Мой позывной ‑ 29-й, - рассказывает ветеран. - С вражеской стороны действовали штурмовики-бомбардировщики Б-29. Нас предупреждали об этом. Когда поступала команда, я находился в дежурном домике на аэродроме ‑ в комнате с двухъярусными нарами. Обычно вбегал посыльный солдат и кричал: «Артамонов, готовность!» Я соскакивал со второго этажа и бежал в темноте к самолету, который стоял в 70 метрах на взлетной полосе. Техники и механики все время находились там на дежурстве. Я поднимался по лесенке, садился в кабину, надевал парашют, привязывал ремни, запускал двигатель и после команды взлетал.

Полоса гасла. Во время воздушной тревоги город Андунь погружался в сплошную темень ‑ все отключалось, на земле ни одного огонька. Ведешь борт по приборам. Наша задача ‑ сбить самолет противника или хотя бы помешать нанести бомбовые удары на стратегические объекты. Однажды подняли в воздух сразу 10 наших истребителей. Услышали команду: «Противника не видим. Ищите цель сами!» Мы знали этот район, бороздили его и расположились лесенкой. Первый самолет - на высоте 2000 метров, следующий на 300 метров выше и так далее. Помогали прожектористы. В итоге часть бомбардировщиков сбросила бомбы, но большинство испугались и развернулись.

Сыновья подполковника Артамонова тоже стали летчиками. К счастью, им не пришлось воевать. Но «Артамоновы всегда готовы были идти впереди. Не было такого, чтобы прятались за чужие спины».

Досье «ВВ»

Андрей Михайлович Артамонов ‑ военный летчик-истребитель, подполковник запаса. Родился 8 августа 1926 года в д. Горки Судогодского района. В 1945 году окончил специальную школу ВВС в Иванове. Затем в 1950 году Борисоглебское военное училище летчиков им. Чкалова. Участник войны в Корее. С 1954 по 1962 год служил в Прибалтике и ГДР. После ухода в запас до 70 лет трудился во «Владимирэнерго». Среди многочисленных наград - орден Красной Звезды, орден «За трудовую доблесть», медали «За боевые заслуги», «Ветеран Корейской войны».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
час назад Сотрудники полиции поймали водителя сгоревшей на трассе под Суздалем «КИА»
Сотрудники ГИБДД выяснили личность водителя, устроившего ДТП на реконструируемом участке трассы «Золотое кольцо» 10 апреля. В результате ДТП пострадал другой автомобиль, а «КИА» виновника - сгорела. Сам водитель скрылся…
сегодня в 17:23 Во Владимирской области в ближайшие часы ожидаются дождь и штормовой ветер
Метеорологи обещают, что в ближайшие часы во Владимирской области ухудшится погода. Ожидается усиление дождя, в отдельных районах ожидается усиление ветра до 20 метров в секунду.