12 апреля 2017 в 12:57

Хроники пикирующего «Прогресса»

Ситуация на владимирском ВПО «Прогресс» попала в новостную повестку дня после того, как на недавнем медиафоруме ОНФ о ней рассказала Владимиру Путину наша коллега Мария Платанюк с ГТРК «Владимир».

Суть выступления Марии: «Прогресс», учрежденный Всероссийским обществом слепых, переживает не лучшие времена. Предприятие - банкрот, а «конкурсный управляющий уже хочет выставить на продажу и само оборудование, на котором работали инвалиды, и клуб, где они собираются», лишая тем самым людей и заработка, и досуга. Разве не надо поддержать предприятие, где работают люди с ограниченными возможностями? Кризисы подкосили?

Путин ответил, что в принципе такие предприятия надо поддерживать, но о конкретной ситуации на «Прогрессе» он не знает. Глава государства обещал позвонить губернатору Светлане Орловой и попросить разобраться. Орлова уже провела заседание рабочей группы по «Прогрессу». При подготовке этого материала мы выяснили, что, как это часто бывает, на «Прогрессе» возник целый клубок объективных и субъективных причин, приведших предприятие к его нынешнему состоянию.

Свою историю «Прогресс» ведет с 1941 года. Производит трансформаторы, детали и принадлежности для автомобилей. Учредитель - Всероссийское общество слепых. И сложности у предприятия начались не вчера. Потому как рыночная экономика не всегда стыкуется с ценностями социальной политики.

В картотеке областного Арбитражного суда административные дела о долгах «Прогресса» коммунальщикам, налоговой, ПФР идут еще с 2005 года. В СМИ сообщения о долгах по зарплате публикуются уже несколько лет. Сокращения персонала на «Прогрессе» начались еще в прошлом году.

Председатель областной организации Всероссийского общества слепых и член Координационного совета по делам инвалидов Сергей Воинов не скрывает: в последние 5-6 лет заказы сокращались. Выручка предприятия неуклонно падала на 5-8 миллионов ежегодно. Что при оборотах в 30-40 миллионов в год - существенно. Отсюда и долги, и нехватка денег на обновление фондов...

Помогало ли государство? Помогало! Силами федерального и областного бюджетов. Заместитель директора департамента по труду и занятости АВО Мария Мальцева рассказала, что с 2011 года на ООО «ВПО «Прогресс» по программам содействия трудоустройству незанятых инвалидов было создано и оборудовано 17 рабочих мест. Бюджет потратил на это 850 тысяч. В 2015 году на «Прогрессе» основной состав работников находился в режиме неполной занятости, и предприятию по программе допмероприятий по снижению напряженности на рынке труда бюджет возместил затраты на зарплату 45 работников, находившихся под угрозой увольнения. Обошлось это почти в 1,5 миллиона.

Но не исключено, что дело не только в экономической ситуации, но и в управленческих «косяках». Во всяком случае, в УМВД по городу Владимиру еще в феврале ушло сообщение о наличии в действиях экс-руководителя ВПО признаков преступления по ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве). 30 марта материалы доследственной проверки по этому обращению из УМВД направлены в прокуратуру.

Тем временем полная ликвидация предприятия должна завершиться до 5 июня 2017 года. По информации департамента по труду и занятости АВО, после того, как 6 февраля конкурсный управляющий уведомил ЦЗН города

Владимира о ликвидации ООО «ВПО «Прогресс» и увольнении 15 работников, за два месяца в центры занятости обратились семеро из этих пятнадцати. Трое из них - пенсионеры по возрасту. В прошлом году работы на «Прогрессе» лишились 55 человек. Из них трое инвалидов трудоустроились во Владимирскую областную организацию Всероссийского общества слепых, 23 человека в ООО «Владимирская электротехническая компания». Большая часть работников вышла на пенсию по возрасту.

Странная позиция конкурсного управляющего

По нашим данным, процедуру наблюдения в ВПО «Прогресс» Арбитражный суд ввел в июне прошлого года. В середине декабря ВПО признали банкротом. «У руля» встал конкурсный управляющий Артем Нехаев.

Именно его, судя по репортажам наших коллег, ВОС и работники предприятия винят в преднамеренном умышленном разорении предприятия, что может привести к непоправимым социальным последствиям.

Но мнения о ситуации на «Прогрессе» самого Нехаева в этом материале не будет. Мы с ним связались, договорилась об интервью и даже встретились. На встрече Артем Алексеевич ультимативно потребовал от журналиста государственной газеты убрать все гаджеты, включая диктофон. Он заявил, что против беседы под запись.

Но мы же ведь не просто поболтать пришли. Как без диктофона адекватно изложить позицию конкурсного управляющего, чем доказать, что он говорил так, а не иначе? Ответ Нехаева был восхитителен:

- Я (потом) посмотрю (статью) и решу, все ли вы написали правильно.

- Спасибо, - ответил наш журналист, - но ставить ультиматумов вы нам не будете.

Правда, когда статья была уже готова, Нехаев перезвонил. Без извинений, в том числе за потраченное впустую время, он поинтересовался: «Интерес к общению не пропал?»

Не пропал. Но его комментарий будет опубликован позже, не в этот раз.

Спорное имущество

В реестре требований кредиторов к ВПО заявлена сумма 5,8 миллиона рублей. Около 2,5 миллиона - долги перед РФ, налоги и страховые взносы. Цифры не окончательные - сейчас объявился еще один кредитор. К тому же разнятся данные по размерам долга по зарплате, большую часть которого конкурсный управляющий якобы не признает.

Впрочем, главная суть конфликта - не только в зарплате, хотя в прокуратуре с прошлого года лежат заявления от людей о невыплаченных им деньгах. Конкурсный управляющий сейчас оспаривает сделки ВПО, в рамках которых предприятие еще в 2014 году передарило обществу слепых помещения на улице Мира во Владимире в домах № 17 и № 21. Там располагаются клуб и комплекс реабилитации инвалидов.

Сергей Воинов считает, что таким образом Нехаев хочет нарастить конкурсную массу (упомянутая недвижимость стоит от 10 до 13 миллионов).

Заседание по этому вопросу назначено на 18 апреля. Один из вопросов, который мы хотели задать Нехаеву, как раз касался оспаривания этих сделок. В итоге мы можем лишь предполагать, что он считает: в «Прогрессе» и ВОС предвидели банкротство и заранее вывели ликвидную недвижимость.

Однако есть нюанс: эта недвижимость в «Прогресс» изначально попала именно от областной организации ВОС. Кроме того, передача помещений на баланс ВОС может значить и простое старание ВОС помочь «Прогрессу». Поскольку уже в 2014 году из-за убыточности оно было неспособно содержать эти объекты. В общем, все зависит от точки зрения на ситуацию. Посмотрим, что решит суд. Но вообще сам факт попытки отобрать что-либо у организации инвалидов выглядит не комильфо, как ни смотри.

Однако будем объективны: ждать особой социальной сознательности от конкурсного управляющего странно. У него иные задачи: провести инвентаризацию имущества и рассчитаться с кредиторами. И все! И именно это Нехаев пытается делать. Благоденствие членов ВОС совсем не его забота.

Прагматично не значит «правильно»

Вернемся к причинам проблем «Прогресса». Они не только в конкретном кризисе с его снижением спроса и необходимостью снижать издержки. Понятно, что продукция предприятия инвалидов в принципе не может быть конкурентоспособной в сравнении с «обычным» производством: производительность труда ниже, себестоимость продукции (ввиду малых объемов и специфики самих работников) - выше.

Но в областной организации ВОС пытаются о людях позаботиться. В сентябре прошлого года на бывших площадях «Прогресса» на улице Гастелло открыли «Владимирскую электротехническую компанию». Туда трудоустроили часть экс-прогрессовцев.

Но что дальше? Не проще ли устраивать людей на уже имеющиеся предприятия, чем организовывать новые под эгидой ВОС?

- А куда трудоустраивать? - ответил Сергей Воинов. - Из 500 опрошенных работодателей только 50 соглашаются встретиться с нашими потенциальными кандидатами на работу. А берут они все вместе в итоге 3-4 человек. Их тоже можно понять... Мы не всякую работу можем выполнять. А оборудование мест для людей с ограниченными возможностями стоит дорого. А все стремятся сокращать издержки. Тесные связи с ведущими заводами - в прошлом.

Впрочем, руководство некоторых заводов (возможно, по просьбе губернатора Светланы Орловой) ищет выходы из ситуации. Например, гендиректор ВЭМЗ Алексей Русаковский уже общался с руководством областной организации ВОС и нового предприятия. Он сообщил нам, что сейчас обдумывает способы партнерства, хотя и признает всю сложность задачи. Как депутат ЗС, Русаковский намерен обсудить с другими депутатами варианты предоставления налоговых льгот предприятиям, учрежденным организациями инвалидов. Они ведь с 2002 года работают практически на общих условиях (остались только льготы по НДС). Кому, как не им, предоставлять максимально широкий спектр льгот, чтобы они могли выжить в «свободном рынке»?

«ВВ» следят за развитием ситуации.

ЦИФРЫ

В 2016 году за содействием в поиске работы в службу занятости региона обратились 2055 инвалидов, трудоустроены 928 человек. В январе-марте 2017 года работу через центры занятости искали 516 инвалидов, 169 - успешно. Всего в области, по данным областного отделения ПФР, живут 35,4 тысячи инвалидов трудоспособного возраста. Из них работают лишь 8,9 тысячи.

Фото с сайта sovsekretno.ru

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
22 минуты назад Во Владимирской области на полях с зерновыми и травами стало больше грызунов
На владимирских полях после зимы расплодились мыши, сообщает пресс-служба владимирского филиала Россельхозцентра. Информация по особо опасным вредным объектам обновлена по состоянию на 24 апреля, исходя из данных весенне…
52 минуты назад Глава Владимирской области выступил на конференции «Россия – большая семья больших семей»
Губернатор Александр Авдеев возглавляет делегацию Владимирской области на Всероссийской конференции «Россия – большая семья больших семей». Он выступил по теме «Практика ответственного ведения бизнеса как инструмент демо…