22 февраля 2017 в 17:51

Как Интернет убивает детей

Все родители должны отдавать себе отчет: в Интернете против наших детей ведется война! И это уже ни для кого не тайна. И это не «страшилки» властей и правоохранителей, а целенаправленная работа против будущего России.

Многие слышали о «группах смерти» в Сети, подталкивающих подростков к суициду. Об этой опасности предупреждают на родительских собраниях в школах, пишут в СМИ. В декабре 2016 года владимирское управление СКР даже провело профилактическую видеоконференцию на эту тему со школьниками, педагогами, родителями (на связи были 2,5 тысячи человек). Но всегда есть соблазн думать: мол, «нашу семью этот ужас точно не коснется».

Может коснуться каждого. Вот реальная история, которая произошла осенью 2016 года во Владимире (имена героев изменены).

Владимирский школьник Илья был абсолютно благополучным подростком. Но в 16 лет любимый сын родителей-педагогов, отличник-гимназист однажды не вернулся домой. При этом не было ни ссор с родителями, ни проблем в школе, ни личной драмы. На ровном, казалось бы, месте...

Когда к вечеру родители поняли, что сын пропал, они заявили в полицию. Искать мальчишку начали сразу. Опросили друзей, одноклассников, репетитора... Зацепку смог дать лишь домашний компьютер ребенка.

Полицейские быстро поняли, что у Ильи было две страницы «ВКонтакте»: одна официальная, которая не являлась секретом от родителей, а вторая ‑ закрытая. О ее существовании папа с мамой даже не подозревали.

С этого закрытого аккаунта ребенок общался с некоей девушкой, якобы своей ровесницей. Содержание переписки повергло родителей в шок: девушка давала Илье весьма подробные инструкции о том, как совершить самоубийство. Она предлагала различные способы, чтобы «умереть наверняка».

Илья воспитывался в православной семье и поэтому дал понять «подруге», что суицид для него неприемлем. Тогда девушка сменила тактику и стала подталкивать Илью к уходу из дома. Учила, как это сделать, чтобы родители заметили не сразу. Наставляла, как воровать, где ночевать, как не попасться полиции, как незаметно скрыться в другом городе...

Как только полицейские вскрыли аккаунт Ильи, страница девушки мгновенно была удалена. Выяснилось, что IP-адрес, с которого эта якобы ровесница переписывалась с владимирским подростком, принадлежал американской организации. Это все, что напуганной маме сказали полицейские, не уточнив название заокеанской конторы.

Позднее Наталья Георгиевна проанализировала диалог и поняла, что подруга сына была вовсе не девушкой-ровесницей.

- С Ильей работала группа высокопрофессиональных подростковых психологов, владеющих техниками нейролингвистического программирования (НЛП). Это очень тонкая работа! Все фразы были написаны детской лексикой, но профессионально выверены. Подростки так не умеют писать, я это могу оценить как педагог, - поделилась с нами Наталья Георгиевна.

Волонтеры организации «Лиза Алерт» нашли Илью через сутки на даче. Он лежал ничком в сарае: голодный, замерзший, крайне подавленный. Он не замечал хода времени, не мог структурировать мысли, не отдавал себе отчета, что с ним происходит. Он абсолютно потерял связь с реальностью. К счастью, помощь подоспела вовремя...

...Это потом Илья объяснил маме, что он просто хотел побыть один, потому что устал и запутался. Суицидальных мыслей, по его словам, у него не было, решения уйти из дома ‑ тоже.

- Мне надо было подумать, разобраться в себе, - бормотал он.

Вполне возможно, что он бежал не столько от родителей, сколько от катастрофичного давления «подруги», которая планомерно обрубала его связи с членами семьи, друзьями, замыкала «на себя».

Позже Наталья Георгиевна восстановила картину произошедшего. Летом к сыну в друзья добавилась девушка с теми же (какое совпадение!) проблемами, что и у Ильи. А у него тяжело болеют бабушки с дедушками, и родители тратят значительную часть своего свободного времени на уход за стариками. Подростка, понятно, тяготили новый семейный уклад и сама атмосфера в доме. А тут еще и первая любовь отвергла. И мальчик, будучи «правильно» воспитанным, постеснялся нагружать своими переживаниями маму и папу, понимая, что те борются за жизнь своих родителей.

Наталья Георгиевна с мужем замечали, что сын в последнее время погрустнел, стал отказываться от семейных походов в кино, которые прежде очень любил. Но все это типично для молодых людей. Вдобавок Илья никогда особо и не был весельчаком-экстравертом. А вот заокеанские психологи тонкую струнку его души нащупали. Даже открытая информация на страничке в соцсети дает им обширную почву для размышлений.

Новая «подруга» Илью поняла и пожалела. Она посоветовала завести страницу для приватной переписки, где и началась обработка юноши. А он, образованный, думающий мальчик, поверил «девушке» и попался на крючок. Интересно, что про «группы смерти» Илья знал. Но сам себе и родителям он казался здравомыслящим, и ни он, ни Наталья Георгиевна не могли даже представить, что его так просто можно «посадить на крючок».

- Он индивидуалист, коллективные игры и группы ‑ это не для него, - была уверена мама. - Но видите, даже к таким разумным детям подбираются ключики. Когда я рассказала о произошедшем другим родителям, то поняла, что ко многим детям уже стучались. Это же подрывная работа! Нас пытаются лишить нашего будущего!

Однако когда Наталья Георгиевна предложила руководству учебного заведения, где работает, выступить на школьном родительском собрании и предупредить людей - ей не рекомендовали этого делать. Она считает, что проблема, о которой надо бы кричать, замалчивается.

Мы обратились за комментариями в департамент образования АВО. Там нам сказали, что причиной детских суицидов в 2016 году были исключительно личные драмы подростков.

В СКР по Владимирской области «ВВ» сообщили, что двое из пяти несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством в прошлом году, посещали так называемые «группы смерти», но связь между активностью детей в Интернете и трагическими событиями установить не удалось. Речь идет о 17-летнем подростке из Мурома и 16-летней девочке из Владимира. Оба подростка остались без мамы и тяжело переживали утрату.

- Ребенок, который переживает стресс, должен автоматически попадать под опеку психологов. Они есть в половине учебных заведений. Но, к сожалению, у нас граждане не склонны пользоваться услугами специалистов, и тогда «специалисты» находятся в Интернете, - сказала старший помощник руководителя СУ СКР по взаимодействию со СМИ Ирина Минина.

Она не припомнила ни одного случая, в котором бы дело «о доведении до самоубийства» дошло до суда, хотя возбуждаются они при каждом суициде. Тех, кто сеет смерть в социальных сетях, по статье 110 УК привлечь невозможно, потому что статья подразумевает угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего, а в «группах смерти» и уж тем более в личной переписке, понятно, ничего подобного не происходит. Там работа куда тоньше. Глава СКР Бастрыкин уже предложил внести изменения в УК РФ, он предлагает ужесточить ответственность за доведение до самоубийства несовершеннолетних и ввести отдельную статью за подстрекательство и содействие совершению суицида. Сейчас эти инициативы рассматривает Госдума.

Роскомнадзор десятками блокирует подозрительные сайты, но на месте закрытых появляются новые. Подписчиков ‑ десятки и сотни тысяч. Личная переписка ведется с использованием популярных мессенджеров.

Мы попросили специалистов дать рекомендации, как обезопасить детей от посягательств на их жизнь? Что можно противопоставить усилиям профессиональных психологов и НЛП-специалистов?

Полицейские рекомендуют: если только заметили странности в поведении ребенка, эмоциональную подавленность, опасные хэштеги и сомнительные записи на страницах в соцсетях, то надо отключить Интернет дома. Совсем. А вместо смартфона выдать ребенку кнопочную «звонилку» на 7-10 дней.

- В «группах смерти» проводятся игры на время. В них даются задания, которые нужно последовательно выполнять. Последнее ‑ покончить жизнь самоубийством. За участниками таким образом не просто следят, но и поддерживают соответствующий психологический настрой. Тот, кто перестает присылать отчеты и выходить на связь, из игры исключается. Ребенок будет недоволен, но такая мера спасет ему жизнь, - говорит специалист областного УМВД.

То же самое - и при индивидуальной обработке. Пауза в общении даст возможность ребенку взглянуть на ситуацию другими глазами. Собственно, такой тайм-аут и попытался взять герой этой публикации.

Психолог Дина Березкина говорит, что главное ‑ сохранить доверительные отношения с ребенком.

- Почему специалисты НЛП смогли найти подход к подростку? Потому что в возрасте 11-17 лет дети начинают с критикой воспринимать родителей, которые раньше были для них эталоном поведения. Они ищут на стороне лиц для доверительного общения. Эти перемены в поведении задуманы природой. Так формируется самостоятельность, она дает детям возможность взрослеть. Все это известно профессионалам. И прежде всего на их удочку попадают мыслящие подростки с пытливым умом, потому что они способны принять чужую точку зрения и откликнуться на нее.

Психолог советует родителям общаться с подростком как с самостоятельной взрослой личностью. Больше слушать, так как в этом возрасте ему уже есть что рассказать.

- Надо убрать из общения критичность и авторитетность, перестать рассматривать ребенка в качестве объекта для воспитания, надо ценить индивидуальность ребенка. Тогда у него не будет необходимости искать на стороне идолов или идеи, которые помогли бы ему сформировать свое эго, - советует психолог.

Педагоги, полицейские и психологи согласны в одном: лучшим средством от киберопасности является совместный досуг всех членов семьи.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад Во Владимирской области малыши и школьники стали чаще болеть ОРВИ
На территории Владимирской области показатель заболеваемости острыми респираторными инфекциями населения за неделю понизился на 1,4%. В лечебные учреждения за медицинской помощью обратилось с признаками ОРВИ 7064 человек…
49 минут назад Открыта подача заявок на получение гранта «Агростартап» для начинающих фермеров
Во Владимирской области стартовал прием документов для участия в конкурсном отборе на получение гранта «Агростартап». Это один из видов государственной поддержки по развитию малых форм хозяйствования.