21 февраля 2017 в 18:29

Лебедев и КЭМЗ реанимируют владимирское тракторостроение

Фото: Владимира Чучадеева
10 февраля «ВВ» сообщили новость (http://www.vedom.ru/news/2017/02/09/24446-kemz) по нынешним временам сенсационную - на Ковровском электромеханическом заводе началось производство тракторов. Когда-то наш край считался «тракторным», а продукция ВТЗ расходилась не только по всему СССР, но и во многие страны мира. Теперь ни ВТЗ, ни «Владимирца» нет, но эту нишу скоро заполнят ковровские тракторы семейства «Ant». Мы отправились на завод, где его генеральный директор Владимир Лебедев рассказал нам о тракторах и показал процесс производства.

В последнее время производители сельхозтехники в России переживают бум. Всему причиной - государственные субсидии (программы импортозамещения и все такое) плюс слабый рубль. Для фермеров отечественная техника (или собранная в РФ с разумной долей локализации) стала привлекательной по параметру «цена-качество».

Лебедев, вспоминая о том, как возникла идея заняться тракторами на КЭМЗе, рассказывает:

- Светлана Юрьевна Орлова - очень эффективный человек. Она пришла из Москвы, картину видит в целом. Когда она говорит: «Ребята, вот надо идти туда!» - этому можно верить. Огромный массив ее данных показывает: сегодня надо поддерживать сельское хозяйство… Она хороший маркетолог для области. Она говорит: «Ребята, бросьте вы заниматься вот этим! Заниматься надо сегодня этим!» Мы говорим: «А кто это возьмет?» А вот на вопрос, кто возьмет, у нее есть ответ. Это самое важное. То есть это практически инсайдерская информация. Кто хочет слышать ‑ услышит...

И вот как-то Орлова сказала Лебедеву вроде бы шуткой: «Ты бы еще трактор сделал…» На самом деле в каждой шутке только доля шутки...

- У нее это в голове. Она четко поймала тренд, а мы потом проверили и подтвердили: да, действительно, сейчас эта тенденция очень серьезна, - подтверждает Владимир Лебедев.

Так появилась идея делать в Коврове тракторы. КЭМЗ, вообще-то, приборный завод, но в свое время поставлял гидравлику на Курганский завод для аналогичных машин. Лебедев объясняет:

- Когда они исчезли с рынка, нам жалко стало. У нас исчезала серьезная доля, по 1,5 тысячи комплектов им поставляли: моторы, насосы, распределители. И вот родилась идея сделать свой трактор. Почему бы и нет? В принципе, кардинального отличия от того же трехтонного погрузчика нет: та же рама, те же колеса, те же двигатели, та же трансмиссия...

Топ-менеджмент КЭМЗа нашел в Чехии фирму-разработчика. Чешские инженеры - одни из лучших в Европе, но и у них ситуация сложная: Чехию «оккупировали» немецкие фирмы со своими заводами, инженеров привезли из Германии. А местные конструкторы остались не у дел. Лебедев воспользовался ситуацией.

- Все первые компоненты были из Европы, - рассказывает он. - Но постепенно шаг за шагом мы стали привлекать местных производителей комплектующих.

Заказы КЭМЗ, в принципе, учитывая условия рынка, по возможности отдает субподрядчикам из Владимирской области. Крыша и вся обшивка - производства фирмы «Вояж». Стекла будут делать в Гусь-Хрустальном. Рамы варят на заводе в Камешкове. Световые приборы пока европейские, но уже на следующую партию выберут поставщика из своих, в том числе хотят привлечь вязниковский «ОСВАР».

- Европейцы хорошо делают двигатели, трансмиссию и задний мост ‑ это их часть будет. Все остальное - наше. Локализация будет состоять из трех этапов: 30 процентов, 50 и 70, - говорит Владимир Вячеславович и добавляет, что уже сейчас КЭМЗ размещает на владимирских заводах заказов до 3 миллиардов рублей в год.

- Сборочные заводы дают работу комплектаторам. Это мировой стандарт. Хоть на Мерседесе, хоть на БМВ нет механической обработки. И никто от этого не страдает...

...Кстати, именно в этом - в том, что в СССР по разным причинам все - от болта и гайки до окончательной сборки - делалось на одном предприятии, Лебедев видит одну из причин того, что страна осталась почти без современного машиностроения.

- Громоздкие у нас были заводы: от литейного производства до сборки. Но локализация более 70 процентов нецелесообразна. Не нужно сборочному производству лить заготовки и точить болты! Слишком велика конкуренция. Ведь что-то мы делаем на «пятерку», а что-то - и на «тройку», а оценивается все в итоге по худшему показателю. Мы можем закупить комплектующие у лучших производителей и работать в кооперации с ними. Это мировой стандарт. Старые советские заводы, работавшие по полному циклу в закрытой, самодостаточной экономике, в условиях открытого рынка должны были или умереть, или трансформироваться. Что и произошло. Современный завод должен быть компактным, уметь быстро менять линейку производимой продукции.

Свою менеджерскую философию Лебедев обрисовывает так:

- Мы не хотим быть новым заводом, мы хотим всегда быть в тренде. Мы должны присутствовать на максимальном количестве рынков. Вот в последние четыре года пошел подъем сельского хозяйства, и если бы я трактор делал в 2008 году, я был бы идиотом. Он никому не нужен был. Рубль был совершенно не тот (вдвое дороже, чем сейчас. - Прим. ред.). Разве я мог конкурировать с Китаем, Тайванем? Нас задавили бы. А вот сейчас сложились уникальные обстоятельства. Санкции для нашей промышленности - это неплохо. Разумное состояние ограничений нам в этом деле помогло.

У завода уже есть заказы на новую машину. Только трактор запатентовали, а уже большое количество предварительных звонков, заявки.

- Мы выбрали нишу, чтобы не обижать белорусов, - объясняет Лебедев. - По мощности наш трактор выше, чем белорусский, но ниже, чем кировский. Вот эту нишу хотели занять, чтобы не конкурировать. Трактор получился хороший. Соотношение расход-топливо очень приятное. И по стоимости хорошее соотношение. Здесь установлена простая, добротная система впрыска топлива, классическая, не электронная - это пожелания не только наших фермеров, но и европейских. Люди страдают от избыточной сложности… Сейчас подбираем перечень навесного оборудования, ведем переговоры с компанией о передаче и приобретении документации на те навески, которые пользуются сегодня максимальной популярностью и востребованностью.

За два года КЭМЗ планирует выйти на производство 3000 тракторов в год, причем не собираются замыкаться на внутреннем рынке. Владимир Вячеславович выдает еще один инсайд:

- Звонили из Вьетнама, выясняли про трактор. Но им бы надо машину поменьше, вроде 50-сильного «Владимирца». Но мы изучим и этот сегмент, закажем проект. Будем и его делать на экспорт. А в перспективе ‑ освоение производства дизельных двигателей у себя. Сегодня каждому товару есть место на рынке. Главное ‑ правильно свою нишу найти.

Словом, на КЭМЗе помимо спецпродукции расширяется успешная линейка машин «Ant» («Муравей»). На КЭМЗе занимаются также современными металлообрабатывающими станками, осваивают сигвеи и электровелосипеды, собирают опытный образец малой авиации для аэротакси.

Возможно, упоминание об авиации подтолкнуло Лебедева к аналогиям, когда он расставлял свои приоритеты:

- На самолетах все летали, там правило какое? При необходимости сначала наденьте маску на себя, а только потом - на ребенка. Потому как если оденете наоборот, ребенка может быть некому спасать. Так и в экономике: сначала рабочему человеку надо дать кусок хлеба, а только потом больным и детям. Вроде бы жестко, но если не будет рабочего, то некому будет точить, производить, платить налоги… Это вроде бы жестокий, но справедливый принцип. Сначала нужно все дать в промышленность. Промышленность даст деньги. А уж потом мы их поделим. А не так, что сначала делим, делим, делим деньги, а потом думаем, у кого их отнять...


^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…