1 февраля 2017 в 16:12

Железный плюс владимирской экономики

Больше полутора веков назад во Владимире появилась железная дорога. Железнодорожное сообщение оживило экономику: владимирским купцам и промышленникам стали доступны самые привлекательные в те времена торговые площадки. Как бы сейчас сказали, открытие железной дороги имело для губернии мультипликативный эффект. Спустя десятилетия конкурентное преимущество - транспортная доступность - по-прежнему остается важной составляющей экономического благополучия региона.

Так исторически сложилось

Железная дорога во Владимире появилась одной из первых в России. Строили ее «стахановскими» темпами: начали работы в 1858-м, а уже через два года по новым путям сообщения во Владимир смог проехать первый локомотив из Москвы.

Горизонты сонного губернского города В. расширились необыкновенно. Первый же поезд из древней русской столицы (еще до официального открытия дороги) в марте 1861 года доставил во Владимирскую губернию долгожданное «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Об отмене крепостного права - важнейшей реформе Александра II - владимирцы узнали практически одновременно с жителями Санкт-Петербурга и москвичами. 14 июня 1861 года состоялось официальное открытие участка железной дороги Москва - Владимир протяженностью 177 верст. А еще год спустя - 1 августа 1862 года - поезда из Москвы шли через Владимир уже до Нижнего Новгорода.

Владимирцы неплохо подзаработали на стройке века. Город продал Главному обществу российских железных дорог около 20 десятин «муниципальной» земли, пополнив казну на тысячи рублей. В том числе и за счет этих средств в губернской столице смогли наконец-то достроить водопровод.

Поправить свое материальное положение за счет стройки века смогли и частные лица. Как свидетельствуют архивные документы, владимирцы неплохо пополнили свой бюджет. Например, купеческая вдова 3-й гильдии Авдотья Белоглазова за дом с пристройками получила от Общества российских железных дорог 6727 рублей 86 копеек. А земли купцов Боровецких были оценены в гигантскую по тем временам сумму - 15496 рублей 95 копеек.

11 апреля 1872 года гласный Владимирской городской думы по фамилии Ранг разразился речью, в которой пел хвалу за обустройство дороги в удобном для горожан месте: «...Вопреки первоначальному предположению, по которому дорога эта назначалась на северной стороне Владимира, за Юрьевской заставою, - чрез это сообщение с нею городских жителей было бы крайне неудобно и затруднительно, тем более что станция железной дороги вместо того, чтобы быть как теперь в самом городе, должна была находиться близ Доброго села».

Даже сейчас, когда некоторые жители города сожалеют, что железнодорожное полотно лишило возможности обустроить в областном центре набережную, аргументы общественника не кажутся устаревшими. Вокзал в черте города действительно удобен: к нему можно быстро подъехать из всех микрорайонов областного центра. Кроме того, эта транспортная доступность делает Владимир привлекательным для путешественников, а ставки на туризм, как известно, в регионе-33 высоки.

Выгодные пути сообщения

Ввод в эксплуатацию Московско-Нижегородской железной дороги явился большим событием в экономической жизни страны. Эта линия стала первой железной дорогой, соединившей Европейскую часть России с ее восточными районами. Объем товарных перевозок рос с каждым годом. Основными грузами были дерево, железо, кирпич, кожа, лен, крупы, парусина, пшеница, мука, рыба, хлопок, нефть...

Сегодня по Горьковской железной дороге - наследнице той первой магистрали перевозятся тысячи грузов. Для понимания масштабности перевозок достаточно указать, что по современной ГЖД проходит центральный участок Транссибирской магистрали. Несмотря на первостепенное значение транзитных перевозок (они составляют около 87% грузооборота), зона ответственности ГЖД также является территорией значительного исходного отправления грузов. Основная часть промышленного производства на Горьковской дороге сосредоточена в восьми регионах, на которые приходится 97% от общего объема грузоперевозок, обслуживаемых дорогой. Среди них и Владимирская область. Наши промышленные предприятия, расположенные в населенных пунктах, через которые проходит ГЖД, имеют возможность надежно и быстро взаимодействовать со своими коммерческими партнерами. Особенно актуально это для тех компаний, где «товар» крупнотоннажный или для нормального функционирования предприятия требуются поставки большого объема сырья. Уместно отметить, что железнодорожные тарифы на грузоперевозки являются не только экономически обоснованными, но и экономически привлекательными для владимирцев.

Выгодное для региона-33 сотрудничество с ГЖД также выливается в инвестиции железнодорожников в транспортную инфраструктуру Владимирской области: за два последних года - более 5 млрд рублей. Благодаря инвестпрограмме, внедрению современных технологий и оборудования мы сегодня «долетаем» на «Ласточках» и «Стрижах» до Москвы менее чем за два часа, а когда-то, на заре железнодорожной эры, этот путь занимал шесть с половиной часов.

Рабочие места и налоги

Горьковская железная дорога является аккуратным и добросовестным налогоплательщиком, своевременно и в полном объеме выполняющим свои обязательства перед бюджетами всех уровней. Всех уровней, а не только городского. Так, например, в 2016 году в бюджет Владимирской области от ГЖД поступило налогов на сумму 837 млн 594 тысячи рублей.

Кроме того, железнодорожники оплачивают аренду за три земельных участка (общей площадью 225 га) под объектами железнодорожной инфраструктуры в границах города Владимира. Земля эта находится в федеральной собственности, и по 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта в Российской Федерации» ставка аренды определяется нормативными документами Мин­экономразвития.

Не стоит забывать и о том, что Горьковская железная дорога - один из крупных работодателей. Сотни владимирцев работают машинистами, обходчиками, диспетчерами, получают в срок зарплату и кормят свои семьи.

...Жизнь меняется. Провинциальный купеческий Владимир образца второй половины XIX века стал в веке XXI городом промышленным, современным. Городские границы давно перешагнули за железнодорожное полотно, иначе и быть не могло - город растет, развивается, однако именно железная дорога стала тем самым импульсом развития и важным фактором становления владимирской экономики, без которых сегодня вряд ли возможно движение в будущее.

Полина ЧЕРКАСОВА.

Фото Владимира ЧУЧАДЕЕВА.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
24 минуты назад Прокуратура оценила ход работ по благоустройству территорий новых ФАПов
Прокуратура Камешковского района опасается возможного затягивания сроков выполнения работ по благоустройству территорий вокруг двух новых фельдшерско-акушерских пунктов в поселке Новки и селе Патакино.
вчера в 19:34 Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…