18 января 2017 в 17:20

Отдых на триллион

По данным экспертов, от длительных новогодних праздников и их последствий в виде постепенного раскачивания на рабочий ритм экономика России теряет порядка триллиона рублей - до 130 млрд в день. Цифры, мягко скажем, неприятные, и все громче и настойчивее звучат голоса: «Не много ли гуляем?!»

Спорная дюжина

Однако отдыхаем мы по сравнению со многими развитыми странами действительно много: вместе с выходными - треть года, 118 дней. Нам гарантированы отпуска в 28 дней и 12 выходных, приуроченных к государственным праздникам.

Для сравнения, во Франции отпуска длятся по 30 дней, но там лишь один государственный праздник, дающий гарантированный выходной, - День взятия Бастилии. В Австрии, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции 25-дневные отпуска, при этом у трех последних стран не предусмотрено никаких госпраздников с обязательными выходными. В Италии 20 отпускных дней и 11 общенациональных праздников, в Германии - 20 и 10 соответственно. В Канаде работодатель обязан оплатить работнику лишь 10 дней отпуска и отпустить его на оплаченные выходные на 9 госпраздников. В Японии человек может гарантированно рассчитывать лишь на 10-дневный отпуск в году. А вот в США вообще полный капитализм ‑ там нет ни гарантированных отпусков, ни дополнительных выходных по случаю праздников, хотя, понятно, что ценные кадры с работодателями все равно договариваются...

Но все же мы не самый отдыхающий народ: есть еще Индия, где в придачу к отпускам полагается больше 20 общенациональных праздников.

На кого стоит равняться? Ответ, на первый взгляд, кажется очевидным. Например, в Норвегии, где в отпуска и праздники гуляют почти на две недели в год меньше нас, ВВП на душу населения в 2016 году составил 69,7 тысячи долларов. В Дании (минус 15 дней) ‑ 53 тысячи. В Швеции (минус 15 выходных) ‑ 51 тысяча. Почти 42 тысячи в Германии (на 10 дней меньше отдыха). Тогда как, например, в Индии - 1,7 тысячи долларов ВВП на одного человека.

В РФ этот показатель в прошлом году составил около 8 тысяч долларов. Это, конечно, лучше почти всех стран БРИКС, с которыми аналитики рекомендуют сравнивать наши показатели ввиду сходности экономических моделей. Но недостаточно. Или мы не хотим лидерства среди первых?

«У праздников

25-я роль»

Логика противников затяжных «вакаций» понятна: дескать, если хотим жить лучше - например, как в Европе, то и работать должны не меньше. Тем более когда на дворе - кризис. Однако не менее логичны их оппоненты, утверждающие, что потери от долгих праздников на самом деле вовсе не так велики, как принято думать. Ведь сырьевой сектор, стратегические предприятия, магазины, общепит, развлекательные заведения, транспорт не прекращают работать даже в красные дни календаря. А в это время простаивающие учреждения прилично экономят на электроэнергии...

Известный экономист Игорь Николаев в интервью РБК на днях выразил уверенность, что государство «резать» праздники точно не станет. Дескать, «отобрать дни отдыха, которые россияне считают принадлежащими им по праву, - электорально проигрышная мера». А вот Александр Миленький, декан факультета экономики Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук, не считает этот фактор существенным:

- При принятии решений власть сейчас далеко не всегда интересуется мнением населения. Как скажут, так и будет. Пример ‑ система «Платон». Эффективность ее введения под огромным вопросом. Большинство ее отвергает категорически. Но «Платон» ввели. Так и с праздниками: если решат, что праздников мало, - прибавят безо всяких оглядок. Если посчитают, что много, - часть отменят.

Миленький уверен: дело вовсе не в количестве праздников, а в целом в экономической модели, которую мы стремимся изменить уже более 20 лет:

- Говорить об экономике в ракурсе количества праздников - это все равно, что обсуждать, в каком решете больше воды принесем ‑ красном или голубом. Речь все о той же пресловутой «нефтяной игле», с которой мы никак не можем слезть. Когда основные доходы в казну идут от продажи природных ресурсов, то при малейших колебаниях цен на нефть падают и доходы. А следом - уровень жизни значительной части населения. Если добавить к этому имеющиеся вопросы с защитой прав собственности, санкции, далеко не повсеместно привлекательный инвестклимат, то картина нашей экономики будет предельно ясной. Недаром на только что прошедшем «гайдаровском форуме» премьер-министр Дмитрий Медведев сказал, что выход из кризиса лежит через глубокие структурные реформы. У праздников и их количества здесь вообще двадцать пятая роль. От них рост ВВП зависит очень мало. Лучше больше внимания обращать на производительность труда. На современном тракторе человек вспашет поле гораздо быстрее и эффективнее, чем на старом. И тогда разве важно будет, что он закончит работу раньше и пойдет отдыхать больше соседа, который пашет на старом тракторе? Понимаете аналогию? Вот о таких вещах нам стоит больше думать.

Была бы работа ‑ какая забота?

Самое интересное, что все больше сограждан сами не рады долгим выходным - особенно новогодним. В мае у большинства хотя бы есть дела на даче... А в Новый год чем заняться? Только 3 процента соотечественников могут себе позволить поездки «в дальние края». Остальные в эти дни просто сидят дома, ходят в гости, откровенно переедают и злоупотребляют спиртным. В обороте у граждан даже термин появился для обозначения январского «отпуска» - «пьяная неделя». Неудивительно, что уже два года подряд растет число тех, кто выражает готовность выйти работать в праздники, чтобы провести время с пользой и что-то заработать.

Другой вопрос: а есть ли в стране такое количество работы, чтобы люди были заняты, «как в Японии»? Александр Миленький уверен: сейчас, в конкурентной среде и в условиях кризисного снижения количества заказов, ни один бизнес не предпочтет отдых работе:

- Если поступил срочный или большой заказ, неужели какая-то компания скажет: «Извините, мы гуляем»? Нет! Выходной отменят, а сотрудникам выплатят компенсацию.

Но даже без дополнительных материальных стимулов отказов выйти на работу в каникулы практически не бывает. Потому что люди понимают: лояльность к работодателю во время кризиса тоже дорогого стоит и обязательно будет учитываться при последующих кадровых решениях.

При этом большая часть предприятий - ресурсоснабжающие, оборонные, пищевые производства не останавливаются никогда. Люди там работают круглосуточно по сменному графику. Как, например, на Владимирском хлебокомбинате. Александр Комаров, советник управляющего предприятием, говорит, что даже гипотетически не может дать оценку простоям от выходных и праздников, потому что праздничных простоев на комбинате не бывает. Порядок цифр можно прикинуть - по прошлогоднему форс-мажору: когда комбинат встал на два часа из-за аварии на газопроводе по вине дорожных строителей, финансовые потери производителя потянули на 520 тысяч рублей. Хотя Комаров уточняет: «В случае гипотетической плановой остановки потери были бы меньше, поскольку плановая остановка не подразумевает сырьевые потери от брака, какие неизбежны при подобных авариях».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
40 минут назад Владимирская таможня пополнила бюджет на 785 млн рублей после постконтроля
По результатам таможенных проверок после выпуска товаров в первом квартале 2024 года Владимирский таможней было взыскано около 785 млн рублей. К этим средствам относятся таможенные платежи, пени и административные штрафы…
сегодня в 11:14 «Ростелеком» и Соцфонд объявляют об открытии Х юбилейного конкурса «Спасибо интернету — 2024»
Начался прием работ на Х Всероссийский конкурс «Спасибо интернету — 2024», организованный «Ростелекомом» и Социальным фондом России при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и АНО «Цифровая экон…