23 ноября 2016 в 17:42

Клиентов держат «пакетами»

Отмена «мобильного рабства» в конце 2013 года внесла свою лепту в подогревание конкуренции между компаниями-операторами. Ведь нежелание менять номер часто было чуть ли не единственным фактором, который удерживал нас «на договоре» с разочаровавшей по ценам и по уровню сервиса компанией. Но операторы, судя по всему, придумали, как оставить нас «при себе» даже без «мобильного рабства».

Круговорот абонентов

в природе

На конец прошлого года МТС обслуживали 77,3 млн подписчиков, «Мегафон» ‑ 74,8 млн, «Вымпелком» ‑ 59,8 млн, Tele2 ‑ 37,3 млн.

В этом году в России, по данным Россвязи, от оператора к оператору в среднем в месяц переходят больше 300 тысяч человек. Много это или мало? Всего в стране больше 250 млн (!) сотовых абонентов - больше, чем самих россиян.

В регионе, по статистической выжимке (один процент от общероссийских показателей), мигрируют около 3 тысяч человек в месяц. Это приводит к тому, что даже операторы из так называемой большой тройки в определенные месяцы фиксируют отрицательный баланс в оттоке-притоке абонентов. Хотя все равно в целом остаются прибыльными. И дело тут не только и не столько в том, что возможностей для маневра у нас, абонентов, все равно немного. Операторов на выбор раз-два и обчелся, и они, по сути, просто «меняются» подписчиками, а сильно проиграть может только тот, кто уже совсем «запорет» свой сервис и разгонит даже самых терпеливых.

Все дело в том, что живут компании теперь не только предоставлением услуг связи. Любой уважающий себя оператор обязательно располагает спецтарифами с очень заманчивыми дополнительными сервисами. Например, бесплатными звонками внутри сети. Дескать, подключайтесь всей семьей и разговаривайте сколько душе угодно. В комплекте идет недорогой Интернет, а самые передовые в придачу ко всему этому счастью давно имеют «козырем» домашнее кабельное ТВ. Причем операторы не просто предлагают вышеперечисленные услуги по опциям. Сегодняшний тренд на мобильном рынке - в максимально возможном расширении спектра услуг и в настойчивом предложении приобрести их «одним пакетом».

С точки зрения оператора, все логично. Демпингуя на одной услуге, можно заработать на другой. Кроме того, от пакета услуг абоненту уйти гораздо сложнее, потому что тогда придется переподключать в другой компании все опции разрозненно. Сложно утверждать, имеет ли место договоренность на этот счет между крупными игроками рынка, но факты говорят за себя: аналогичные пакеты можно найти у любого оператора (пусть и с некоторыми незначительными отличиями), а единого перехода на них - нет.

Но выгодно ли абоненту брать услуги связи «пакетом»? Определенно ‑ да. Хотя качество зависит от инфраструктуры, а она у операторов до сих пор очень разная. Клиенты, поборовшие инертность и попробовавшие пакеты услуг у самых разных компаний, говорят о ежемесячной финансовой выгоде в 1-2 тысячи рублей. Особенно хорошо в плане денег получается, если к тому же самому оператору подключена вся семья или весь офис.

Конкурент подкрался незаметно?

Чтобы клиент не выскользнул из сетей конкретного оператора, компании тратят немалые деньги на разработку эксклюзивных тарифных планов. Например, у «Билайна» есть группа тарифов, мотивирующих абонентов концентрировать свои платежи по связи в одном месте. Причем самое последнее предложение включает в себя две дополнительные услуги всего за один рубль к общей сумме за «пакет». Эксперты уверяют, что пока больше никто из конкурентов не дает ничего подобного. «ВВ» изучили предложения сотовых операторов - интересного там много, но - действительно, больше ничего подобного.

Однако свой «ход конем» именно сейчас решил сделать тот, кого вроде бы никогда не считали конкурентом сотовых операторов, - «Ростелеком». Государственный гигант, оплот стационарной телефонной связи, реализатор практически всех правительственных проектов информатизации, владелец 45 процентов акций Tele2, решил вдруг войти на рынок мобильной связи в 65 регионах РФ (в том числе и во Владимирской области), не навредив упомянутой мобильной «дочке». При этом компания очень оригинально, по-своему, но тоже следует «пакетному тренду»...

Мобильность нетрадиционной ориентации

Во Владимирской области сейчас 230 тысяч абонентов традиционной телефонии (ее в стране в принципе ‑ и в городах, и в селах - на 90 процентов предоставляет «Ростелеком») плюс 20 тысяч стационарных номеров используют юрлица.

Павел Шатохин, директор филиала компании во Владимирской и Ивановской областях, говорит, что этот сегмент падает примерно на 6 процентов в год, но все равно пока остается важной услугой компании. Дело в том, что вся инфраструктура для традиционной телефонии за несколько лет фактически идеально модернизирована: все на «цифре» и на «оптиковолокне». И сейчас, понимая неизбежную будущую смену баланса услуг, самое время вкладывать инвестиции в развитие новых сервисов, пусть даже пока они убыточны. Хотя база абонентов Интернета и домашнего ТВ год от года растет: сейчас в регионе-33 у компании 120 тысяч абонентов Интернета и 43 тысячи - ТВ. В России - около 12 млн абонентов Интернета и 9 млн ‑ абонентов домашнего ТВ. Что интересно, темпы роста по ТВ тут совсем не кризисные: в 2014 году прибавка «Ростелекома» в базе в области составила 50 процентов, в 2015-м - 25 процентов. И это несмотря на то, что у «Ростелекома» в плане подключения к ТВ есть один веский минус: специальное оборудование на второй телевизор приходится покупать (сразу или в рассрочку), тогда как МТС, например, предоставляют нужное для подключения своего домашнего ТВ устройство в аренду бесплатно.

Коммерческий директор «Ростелекома» Антон Годовиков говорит, что в мобильную связь компания пошла именно ради своих действующих абонентов: традиционной телефонии, Интернета или домашнего ТВ или всех услуг вместе. Задача - дать этим людям возможность получать все услуги в «одном окне», добавив бонусом бесплатные звонки со стационарных телефонов «Ростелекома» на мобильные от него же и наоборот.

Примечательно, что заполучить СИМ-карту новоиспеченного мобильного оператора сейчас могут только действующие абоненты «Ростелекома». В этом, как нам кажется, главная оригинальность затеи, ведь фактически компания отсекает тех, кто, возможно, хотел бы попробовать этот новый мобильный сервис, но пока не готов брать часть услуг или весь «пакет» от этого оператора.

Сработает ли? Узнаем примерно через год.

На мой вопрос, понимает ли менеджмент компании, что теряет часть потенциальной аудитории, Годовиков ответил уверенно утвердительно и добавил, что, создавая такой нетрадиционный сегмент, «Ростелеком» решает вопросы с неизбежной конкуренцией с дочерней компанией: «Не хотим мешать Tele2 на «рынке традиционной мобильной телефонии». Тем не менее в «Ростелекоме» будут фиксироваться все обращения и в случае накопления «критической массы» потенциальных клиентов - «еще не абонентов» не отметают возможность пересмотра условий продажи «симок».

Правда, объем «критической массы» эксперт нам не назвал. Также он отказался дать прогноз по срокам и массовости будущей распространенности новой услуги. Сказал: «Мы публичная компания, так что в годовом отчете за 2017-й все сами увидите».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Шатохин,

директор филиала

ПАО «Ростелеком»

во Владимирской

и Ивановской областях:

- Семь лет - нормальный срок окупаемости инвестиций в отрасли «связь». Хотя порой по отдельным направлениям и проектам этот срок окупаемости может растягиваться до 10 лет. Это связано в том числе с курсом национальной валюты, потому что далеко не все оборудование для модернизации можно купить в России. Чипы, например. Если курс падает, затраты растут. Но порядка 50 процентов необходимого нашей отрасли оборудования уже производится в Российской Федерации.

ЦИФРЫ

750 рублей - такова для мобильного оператора

цена привлечения абсолютно

нового абонента в России.

340 тысяч домохозяйств во Владимирской области охвачены оптическими сетями доступа

(31,7 млн домохозяйств в России).

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
27 минут назад Ковровские спасатели ликвидировали последствия ЧП в Федоровском храме
На странице Михаила Быкова ВК появился пост о необычном выезде. 25 марта специалисты поисково-спасательного отряда города выезжали к церкви, чтобы разобрать падающую конструкцию.
51 минуту назад Вице-губернатор Владимир Куимов доложил депутатам ЗС о сфере социального развития региона
В рамках традиционного «Правительственного часа» на мартовском заседании Законодательного Собрания выступил заместитель губернатора Владимир Куимов и подробно осветил приоритеты в развитии образования, культуры, спорта,…