19 октября 2016 в 18:01

Цена ремесла

Фото: Владимира Чучадеева
В России порядка 5 миллионов ремесленников. Эта цифра прозвучала в медиапространстве после того, как власти всерьез задумались о принятии поправок в федеральный закон, которые бы определяли, кто такие ремесленники и какие преференции государство могло бы им предоставить.

Не только матрешки и валенки!

Во всем мире ремесленничество успешно «работает» на туризм. Люди уже давно не хотят возить из дальних стран то, что могут купить в ближайшем к дому супермаркете. Им интересны аутентичные товары, сделанные «только там и нигде больше». Например, венецианское стекло и кипрское кружево, перуанские пончо и турецкие ковры...

А что аутентичное туристам чаще всего предлагают купить в России? Самый популярный ответ - «матрешки и ушанки», на втором месте - «самовары и валенки». И это в стране, традиционно богатой на промыслы! Да что в стране ‑ по выставкам, сопровождающим форумы, проводимые в области, мы с вами знаем, что в одном только регионе-33 умельцев не перечесть: гончаров, мастеров, работающих с лозой, берестой, кожей, металлом, художников по ткани и по фарфору, скульпторов по дереву, кружевниц, ткачей. Но почему ремесленники заметны только на выставках?

Надежда на самозанятость

Депутаты ГД еще прошлого созыва, задумавшиеся о ремесленниках, отмечали: большинство из них работает в «серой» зоне и налогов не платит. Кто-то пробовал регистрировать ИП, но жалел об этом ‑ с их заработками даже упрощенку не потянуть. Кстати, с конца

2012-го после повышения страховых взносов только за полтора года в РФ с учета снялось более 700 тысяч ИП ‑ и ремесленники там тоже были.

И патенты мастера и мастерицы пока приобретают со скрипом. «Для нас сейчас приемлема либо упрощенная система налогообложения, либо патент. Но патент применим не ко всякому занятию» - таково их мнение. Проблема легализации осложняется еще и тем, что некоторые меры поддержки (вроде двухлетних налоговых каникул для вновь созданных ИП) - временные, а нужны правила игры надолго.

Судя по внесенному летом в ГД законопроекту (поправки в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»), усложнять ремесленникам жизнь власти не хотят. Налоговики, кстати, тоже. Сергей Кошелев, руководитель регионального УФНС, говорит, что прекрасно понимает: ремесленничество в принципе не предполагает стабильного дохода. Особенно в кризис. Торговых точек у мастеров, как правило, нет. Заказы - от случая к случаю. А если мастер делает что-то под заказ для солидной компании или организации, то там НДФЛ по договору отчисляется автоматом. Так что всерьез браться за ремесленников с проверками бессмысленно ‑ выхлоп казна получит пустяковый, а вот отрасль можно загубить. А еще главный налоговик региона согласился с нами, что неправильно облагать одинаковыми налогами тех, кто, например, предлагает глиняные изделия ручной работы, и тех, кто торгует китайскими сувенирами.

- Ремесленников нужно выделить в отдельную историю и максимально упростить им жизнь, - считает Кошелев. ‑ Это небольшая категория в экономике. Они работают, приносят людям радость ‑ ну и отлично. Поверьте, там урон бюджету микроскопический. Я думаю, закон о самозанятых будет стимулом для большинства ремесленников легализоваться.

Закон, о котором говорит эксперт, может заработать уже с 2017 года. Суть его - простота и дешевизна легальной работы как раз для мелких ремесленников, а также репетиторов, гувернанток и т. п. Предполагается, что платить они будут всего 10 тысяч в год ‑ на взносы в ПФР и ФОМС. А вот от налогов их освободят. Пробивал это счастье бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Ремесло ‑ дорогое удовольствие

Михаил Матюшкин создает удивительные по красоте изделия из разных материалов: от металла до пластмассы, перенося на них рельефы владимирских соборов. Мы были в мастерской в его деревенском доме. Мастер говорит, что сейчас в связи с кризисом люди экономят, и основная проблема ремесленников ‑ снижение спроса на все, что не связано с первоочередными потребностями (то есть едой и лекарствами). Говорит, что спрос упал процентов на тридцать: «В последние полгода-год и «местные», и туристы из сувениров ручной работы приобретают в основном вещицы низшей ценовой категории, стоимостью в пределах 500-800 рублей. Более дорогие расходятся медленно, а уж произведения искусства становятся подлинно штучным товаром».

С ним согласен Валерий Киселев, известный владимирский скульптор по дереву и «по всему, что режется» («Кот ученый» на Спасской, «Золотая рыбка» в Суздале ‑ его работы): «То, что делаем мы ‑ это, как бы красиво ни было, все же не предмет первой необходимости. Люди хотят радовать себя уникальными вещами, но большинство не хочет или не может платить за них столько, сколько они действительно стоят».

Причем признаки искусства в изделии ‑ при всей субъективности его оценки ‑ имеют вполне реальные очертания. Во-первых, время: если мастер трудился над вещью не разгибая спины неделю, месяц или год ‑ понятно, что стоить дешево такая вещь не может. Во-вторых, важно, кто мастер ‑ имена лучших люди передают из уст в уста, и «сарафанное радио» пока остается основным каналом продвижения для ремесленников.

В-третьих, сырье, из которого вещь создана (в деревянной ландшафтной скульптуре, например, затраты на сырье составляют от 10 до 20 процентов себестоимости, в ювелирке ‑ еще больше). В-четвертых, филигранность исполнения. По словам Киселева, скульптура, выполненная вручную, стоит в разы дороже аналогичной по размеру, но созданной исключительно бензопилой. А еще нужно понимать, что все приспособления уникального мастера для работы стоят денег, чаще всего - немалых. Например, самая дешевая пила для скульптора по дереву стоит 15 тысяч. Стамесок требуется штук 200, каждая примерно по тысяче. А еще цепи для пил, киянки, электроинструменты со всеми комплектующими. И нужна мастерская, где все это может храниться… Матюшкин с коллегой согласен: «Хороший инструмент для резьбы по дереву стоит прилично. Если же планировать кузнечное ремесло или ювелирку, то счет идет на многие сотни тысяч. Хотя есть виды ремесел, где можно обойтись небольшими расходами ‑ бисероплетение и тому подобное. Но это все же другая история».

Жить можно, но сложно

Можно ли жить ремесленничеством? Мастера крутятся как могут. Кто-то имеет наемную работу «за деньги», а любимым делом занимается в свободное время. По словам Валерия Киселева, многие его коллеги выживают благодаря фестивалям ремесленничества в разных городах РФ и за рубежом. Мастеру на таких форумах оплачивают суточные в размере 5-7 тысяч рублей, дорогу, питание-проживание и на дни фестиваля предоставляют сырье для работы. Если выиграет конкурс - премию дадут. Городу, принимающему фестиваль, остаются конкурсные работы, и это выгодно. Так что не зря, например, в Белоруссии фестиваль скульпторов по дереву проводится уже 14 лет. Владимиру бы такое тоже не помешало: парки и у нас имеются. «Для мастеров из провинции фестивали и Дни города часто единственный способ показать себя большой аудитории», - говорит Михаил Матюшкин.

Есть еще вариант ‑ расширить или сменить специализацию на более многообещающую разновидность ремесел, если талант и подготовка позволяют. Тот же Валерий Киселев начал создавать рельефные картины любого размера из гипсовой шпатлевки, сделавшие бы честь стенам и потолкам в любом замке. Художник говорит, что работать по шпатлевке удобнее: работа не на улице, без пыли, инструмента надо меньше и можно удовлетворить свой творческий голод, создавая филигранную красоту, которую при исполнении в дереве никто бы не купил ввиду дороговизны. «Я могу сделать, например, уникальные шахматы из редких пород дерева, убью на них год, но кто их купит по цене, которую они стоят? И чем в этот год буду кормить семью? Так что умение у нас есть, а спроса на такую работу нет».

На вопрос, как власти должны поддерживать ремесленников, наши эксперты ответили по-разному. Матюшкин считает, что выставочных центров было бы достаточно, при наличии платежеспособных посетителей. Центры ремесел, на его взгляд, хороши лишь для «занятий по душе», но там «объемы вряд ли наработаешь». А кроме того, разных ремесел столько, что на все ни один город мастерских не напасется. А вот Киселев ‑ «за» центры. Это самый простой вариант, успешно опробованный за рубежом. Такой центр может стать хорошей достопримечательностью, как коврово-ювелирный рынок в Стамбуле, серебряно-кружевная деревня Лефкара на Кипре, стекольные мастерские в Венеции. Матюшкин добавляет: от властей хотелось бы не только восхищенных отзывов и точечных субсидий, а и, например, тендеров на изделия народных промыслов или ремесленников, чтобы радовать многочисленных ныне гостей губернии: «В 1970-1980-е годы участникам конференций вручались блокноты, записные книжки с «корочками», расписанными мастерами Мстеры. Очень даже запоминающиеся презенты».

Прямая речь

Валерий Киселев, скульптор по дереву:

- Соотношение того, что в нашей работе можно назвать «искусством» и условно «ширпотребом», примерно 30 на 70. Любому художнику интересно исполнять сложные замыслы. Но и к «ширпотребу» нельзя подходить с презрением. Это вопрос отношения к делу. Служить искусству и служить эго ‑ разные вещи. Главное: в творчестве должна быть искренность. Допустим, вырезаю я мишку ‑ простого и дешевого. Но он трогательный и хороший, ассоциируется с человеческими эмоциями, и для меня он тоже важен.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…