12 октября 2016 в 17:19

Почетный президент ВСМЗ Алиса Аксенова: «Надо сохранить музей! Тогда он будет развиваться...»

Неделю назад «ВВ» опубликовали интервью с новым генеральным директором ВСМЗ Игорем Конышевым. Мы предполагали, что последует какая-то реакция на этот материал. Первой, как всегда, когда речь заходит о музее, откликнулась Алиса Ивановна Аксенова, почетный президент ВСМЗ. Она критически восприняла многое из того, о чем рассказал нам Конышев.

«На представлении

г-на Конышева в музее я говорила, что ему будет трудно. Музейное хозяйство очень сложное: 35 памятников архитектуры в трех городах, 43 разнопрофильных экспозиции, пять выставочных залов, штат около 500 человек! Структура ВСМЗ, его концепция разрабатывалась в несколько этапов в дискуссиях и спорах (ведь жизнь в стране менялась!), с привлечением ведущих музейных сотрудников Москвы и Санкт-Петербурга. Грамотно, творчески годами выстраивалась система привлечения и организации огромного потока туристов. Музей-заповедник был первопроходцем в системе зарабатывания внебюджетных средств. ВСМЗ - неоспоримый авторитет в музейном сообществе страны, о чем сказал в своей речи и сам И.В.Конышев.

Я предложила ему встретиться, чтобы поделиться давно созревшими планами развития музея, которые, к сожалению, за последние шесть лет не были приняты, что и послужило началу наших разногласий с моей преемницей (имеется в виду Светлана Мельникова. - Прим. ред.). Но за три месяца предложения встретиться не последовало. А жаль...

Прочитав на музейном сайте высказывания Конышева о планах, я не на шутку встревожилась: «В ближайшее время начнет реализовываться большая программа совершенствования информационной, навигационной, экспозиционно-выставочной деятельности музея-заповедника». Первые шаги этой «перестройки» явно неудачны и усилили тревогу.

Зачем понадобилось менять логотип ВСМЗ, лаконичный и выразительный, разработанный и утвержденный более 25 лет назад? 5 сентября на сайте госзакупок было размещено извещение о закупке нового логотипа у единственного поставщика - за 390 тысяч рублей. Логотип не обсуждался. Однако стало известно, что его автор - родственник директора.

Заказан - и опять без обсуждения - огромный баннер на западную стену Палат, обращенную к Успенскому собору. Уже несколько лет - это широко известно - запрещено размещение рекламы на стенах памятников архитектуры, и, естественно, государственная инспекция по охране памятников запретила этот «проект».

Получил уведомление об увольнении главный художник Ю.Худяков - ответственный, трудолюбивый, уважаемый профессионал.

Чем-то вызвал гнев Денис Дуденков - завотделом природы. С него сняты все добавки к зарплате. Денис - замечательный, влюбленный в свое дело, инициативный, уважаемый профессионал. Он верный помощник светлой памяти В.А.Сербина, скоропостижно ушедшего несколько лет назад, создавшего замечательный музей с нуля.

По ходу знакомства с экспозицией Конышев прилюдно подвергает убийственной критике все. Когда обиженные сотрудницы детского центра пытались возразить против разноса, прочитав свежий замечательный отзыв директора Российской Академии образования Вербицкой, Конышев назвал ее «милой старушкой». «Нельзя же к этому относиться серьезно»...

В интервью «ВВ» 6 октября Конышев говорит: «Еще предстоит понять, какие точки роста дадут нам максимальный результат...». Речь идет об экспозициях, продуманных, выстраданных, отшлифованных. Кстати, за последние 10 лет прошла реэкспозиция почти всех: улучшено оборудование, подсветка, они дополнены новыми материалами. Да, мемориал-музей братьев Столетовых явно не «та точка». Как и наш уникальный музей наивного искусства. По каким критериям будет осуществляться оценка? Судя по дальнейшим рассуждениям Конышева - по доходу?

В интервью г-на Конышева много заявлений, которые нельзя не комментировать. Например: «Миссия музея корректируется и меняется». Нет! Миссия музея остается неизменной! Согласно Уставу Международного совета музеев при ЮНЕСКО, а также Положению о музее, действующему в нашей стране: это сбор, хранение культурных ценностей, их пропаганда, использование в образовательной и воспитательной работе и в организации содержательного духовного отдыха. Меняются и корректируются планы, методы, приемы просветительской работы - но не миссия.

Г-н Конышев говорит, что главное - это заработок внебюджетных средств. Да, музеи должны и могут зарабатывать. И ВСМЗ тому пример, он уже давно зарабатывает до 50-60 процентов к бюджетному (и хорошему!) финансированию. Но нельзя забывать о миссии, превращаться в коммерческое учреждение.

«Сейчас в музее важен не столько сам предмет, сколько его качественная подача в широком смысле слова», - говорит Конышев. Новое слово в музеологии! Всегда в музеях в центре сам артефакт. Да, оформление важно, и в ВСМЗ ему придается большое значение - но оформление продуманное, содержательное, чем давно славился наш музей-заповедник.

Еще цитата: «Мы должны сформировать современно организованную площадку показа, которая не надоедала бы человеку, а позволила бы ему получать запрашиваемую эмоцию и заставляла приходить в музей снова и снова»! Странная формулировка, но суть понятна. «Современно организованные площадки показа, куда люди возвращаются» - это, уже, например, Музей деревянного зодчества, Суздальский кремль, ансамбль в Кидекше. Но доказать могу хотя бы на примере ансамбля Спасо-Евфимиевого монастыря. Это настоящий «музейный город» с веером замечательных экспозиций (восемь!), колокольным звоном, аптечным огородом, хоровым пением в соборе, с фресками XVII века, детской площадкой, кафе, комфортным туалетом, подсветкой всего ансамбля. Вот такая не имеющая аналогов «площадка», которую мы создавали с 1976 года. Люди возвращаются неоднократно. В 2015-2016 гг. ансамбль посетило свыше 1,1 миллиона одиночных посетителей, не считая организованных групп.

Но за три месяца г-н Конышев не познакомился даже на уровне любознательного туриста с нашим музеем-заповедником. «Увы, на каком-то этапе интерес владимирцев к ВСМЗ снизился», - говорит он, и опять невпопад! Владимирцы любят и уважают музей, они оценили большой труд музея при создании в самые трудные, безденежные 90-е годы культурно-образовательного центра в Палатах.

И насчет объяснять излишне! За 2015 и 6 месяцев 2016 года музей обслужил 35 тысяч групп гостей, среди них 10050 иностранных.

О некоторых реформах: открытие в Палатах кафе, магазинов сувенирного и книжного. Так это уже есть... И «трактир», и отдел с продажей сувениров и печатной продукции. Я знаю площадь Палат до метра. Все плотно занято, все по делу. А испугавшие сотрудников разговоры о закрытии для коммерческого использования залов детского центра, малого зрительного зала... Я не могу поверить! А вот возможное закрытие трапезной в Суздале, о чем мне рассказал арендатор (мол, нужны площади под новые экспозиции), - это нонсенс. С каким трудом создавалась эта трапезная... Около 25 лет надежный арендатор... Опять «не в лад».

Конышев говорит: «К чести ключевых сотрудников ВСМЗ, все они осознают необходимость развития музея-заповедника». Все не так просто: и определение «ключевых», и план развития. Коллектив большой, но все, в том числе и ключевые, боятся увольнения. Мне откровенно говорили: куда мы пойдем с хорошего места и хорошей зарплаты? Да и возраст...

Рассуждения насчет оттока молодежи в Москву и о роли музея в преодолении этого процесса - это демагогия. Как и соревнование с торговыми центрами. В Москве рядом ГИМ (прекрасный музей) и ГУМ. Кто и когда сравнивает одно с другим?

Далее: «Для размещения Музея хрусталя здание Георгиевского собора не подходит». Впервые такое слышу (не считая церковников). Вскоре после открытия музея на базе Гусь-Хрустального проходила международная конференция художников по стеклу из 19 стран. Их восторгу не было конца! Упоминали лучшие музеи стекла в мире, но сказали - «у вас не просто музей, а храм стекла».

В январе 2003 года, когда город посетил В.В.Путин, я поделилась с ним тревогой: передать здание церкви - это погубить музей. Что будет с коллекцией? Владимир Владимирович сказал: «Во всем нужен здравый подход», а в книге отзывов оставил запись: «Уникальный музей, уникальные люди». А у г-на Конышева ответ: «Надо, чтобы через какое-то время у музея появились новые площади, стилистически соответствующие коллекции, чтобы это было гордостью города, региона и всей России». Он определил и площадь - 2500 м2. Но наш Музей хрусталя и сейчас гордость. А вот рассуждения Конышева - и он не может этого не понимать - маниловщина.

На вопрос редактора «ВВ» г-ну Конышеву «Что делать будем?» Игорь Валерьевич ответил: «Думать. Создавать современный интерфейс ВСМЗ». Недавно В.В.Путин на большом совещании говорил о недопустимости чрезмерного употребления иностранных слов, помня о возможности величайшего могучего свободного русского языка.

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник должен остаться таким, каким он известен в стране и за ее пределами: необычайным, любимым, непохожим».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
49 минут назад Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…
сегодня в 17:50 Александр Авдеев провел очередной прием жителей Владимирской области
В Штабе общественной поддержки во Владимире губернатор Александр Авдеев встретился с жителями областного центра, Гороховца, Юрьев-Польского и Судогодского районов, которые обратились за помощью. Главу региона просят о ре…