30 июня 2016 в 18:09

Раздельный сбор мусора: перезагрузка

Во Владимире набирает обороты второй в современной истории города масштабный проект раздельного сбора мусора (РСМ). Первый лет семь тому назад пыталась реализовать компания УНР-17. Однако из-за низкого уровня сознательности горожан, которые не желали сортировать отходы, эксперимент заглох. УНР-17 решила, что ей проще самостоятельно выбирать полезные фракции - и построила сортировочную станцию. Однако два года назад популярный во всем мире и дружественный природе подход к утилизации отходов вновь пустил корни во Владимире.

Сдвиг в сознании

Инициатором раздельного сбора опять выступила мусоровывозящая компания - на этот раз ООО «Спецтранс». Ее сотрудники проанализировали причины провала предшественников и пришли к выводу, что все дело ‑ в контейнерах. Здесь два аспекта: психологический и экономический.

Сила привычки настолько велика, что стандартные контейнеры можно красить в любые цвета, клеить стикеры, тратить кучу денег на листовки ‑ и все бессмысленно. Люди видят мусорный бак и бросают туда пакет с не разобранным на фракции содержимым.

Но все гениальное - просто. Должна была появиться всего лишь металлическая сетка для пластика.

- Когда человек видит, что там кроме ПЭТ-бутылок ничего нет, он начинает действовать «как все». И чем дольше стоит сетка на контейнерной площадке, тем больше пластика мы из нее получаем, - рассказывает директор ООО «Спецтранс» Антон Сивков. В среднем у населения на адаптацию к новым правилам сбора мусора уходит около 3 месяцев - и без всякой дополнительной агитации.

Экономически такой подход выгоден для всех: и тех, кто мусорит, и тех, кто вывозит. Если пластик, составляющий около 20 процентов общего объема ТБО, забирают бесплатно, то соответственно уменьшаются объемы и плата за вывоз. Во Владимире предприятия общепита и автозаправки за счет раздельного сбора пластика и стекла экономят по 3-4 тысячи рублей в месяц.

А мусоровывозящая компания, во-первых, экономит на контейнерах. Сетки не только наглядны, но еще и в 10 раз дешевле обычных мусорных баков. Во-вторых, мусор из них отправляется на заводы по переработке пластика. Его принимают по 16 рублей за килограмм (это в среднем 25 бутылок).

- Правда, маржа от этого бизнеса пока призрачная, - признается Антон Сивков. ‑ Возить пластик приходится в Тверь и Солнечногорск.

Кстати, и в нашей области есть перерабатывающие пластик предприятия, но закупочная цена у них настолько низкая, что «Спецтрансу» владимирские бутылки выгоднее возить фурами в другие регионы.

Круги ресайклинга

Во что превращаются ПЭТ-бутылки после переработки? В синтетическое волокно, которое используется в качестве утеплителя в куртках, одеялах, спальниках. Им набивают подушки и мягкие игрушки. Любая синтетическая одежда могла в прошлой жизни быть бутылкой из-под лимонада. А Солнечногорский завод ‑ пока единственный в России, который использует б/у бутылки для производства новых. Их потом еще не раз пустят в переработку. Да, качество пластика будет постепенно снижаться, но одна бутылка может прослужить двадцать циклов.

Бумага менее долговечна. Она переносит не более семи переделов, каждый раз становясь более грубой и серой. После того как она превратилась в упаковку для яиц, ее возможности исчерпаны. Такая тара в переработку уже не годится и может быть только захоронена на свалке.

Идеальный с точки зрения переработки ресурс ‑ стекло. Оно может использоваться бесконечно. Причем если в советское время бутылки собирали, мыли и наполняли вновь, то теперь используют в основном стеклобой. Его отправляют на переплавку и добавляют по 20-30 процентов к стекломассе при производстве новой бутылки. Это существенно снижает себестоимость продукции. «Спецтранс» поставляет стекло в Красное Эхо Гусь-Хрустального района, и в желающих приобрести этот вид вторсырья недостатка нет.

Но собирать стеклянные бутылки оказалось неожиданно сложнее, чем пластиковые.

- Мы никак не найдем оптимальный контейнер для них, - говорит Сивков. ‑ Компактные пластиковые баки, которые мы используем, воруют дачники. В этом году пропало уже 20 штук. Сейчас компания придумывает новую антивандальную модель.

Зато для сбора ТБО, подлежащих вывозу на свалку, идеальный контейнер найден. Это заглубленный на несколько метров в землю 3-5-кубовый пластиковый «стакан», внутри которого находится мешок из прочной, не пропускающей влагу геоткани. Контейнер закрыт крышкой, в которой есть небольшое отверстие ‑ куда как раз проходит мусорный мешок. Места во дворе такой подземный контейнер занимает как один стандартный, но заменяет собой 6-7 обычных баков, с учетом того, что мусор в нем прессуется под собственным весом. Вдобавок содержимое бака недоступно для птиц и домашних животных, а мусор не разносится ветром.

Старую одежду компания собирает в пластиковые «колокольчики» - их пока два на город. Оба ‑ рядом с офисами управляющей компании ЖРЭП № 8 на Белоконской и Балакирева. Каждые три дня контейнеры опорожняют. Ветошь отправляют в приюты для животных, где тряпки нужны в качестве подстилок. То, что еще можно носить, вывешивают в хозяйственном магазине на Балакирева, 51а. Нуждающиеся приходят и забирают то, что приглянулось. В день бывает до 30 посетителей. В будущем компания намерена продавать лучшие вещи по символической цене в 20-30 рублей. А то, что не востребовано, тоже пойдет в переработку. В Московской области из старой одежды производят хозяйственные салфетки.

Шаг в будущее

Сейчас раздельным сбором мусора охвачено примерно 10 процентов областного центра. Пункты сбора вторсырья «Спецтранса» есть еще в Красной Горбатке. Жители Селивановского района, в отличие от владимирцев, за пластик, стекло и макулатуру получают деньги: от 90 копеек до 6 рублей за килограмм. Население там активно пытается заработать на мусоре. А вот в Ковров и Муром, по словам Антона Сивкова, войти трудно.

- Сложно договариваться с управляющими компаниями, с населением. Любые разногласия проходят нервно, администрация сразу начинает вмешиваться. Мусорной мафии у нас, конечно, нет. Это не криминальный, но достаточно сложный бизнес, - говорит представитель «Спецтранса».

Впрочем, бизнес этот, по признанию его основателя, еще не вышел на точку безубыточности:

- Пока инвестиции в проект большие. Мы постоянно увеличиваем количество точек сбора, привлекаем людей, пока вкладываемся. На точку безубыточности, надеюсь, скоро выйдем, поскольку эффективность работы растет по мере того, как люди привыкают к новому порядку.

Планы у директора компании, в прошлом году закончившего ВлГУ, амбициозные. Примером для него служит опыт Сан-Франциско, где на сегодня перерабатывается 80 процентов мусора, а к 2020 году там планируют вторично использовать 100 процентов городских отходов.

Ближайший шаг «Спецтранса» - компостирование органической фракции мусорных пакетов. Она составляет 40 процентов в общем весе ТБО, поэтому направление перспективное. В советское время содержимое баков для пищевых отходов отправлялось на свинокомплексы. Современный подход подразумевает производство из объедков натурального удобрения. Сейчас в компании изучают технологии и выбирают приемлемые для нашей действительности варианты.

Похоже, Владимир созревает до разумного подхода к утилизации мусора. Сивков отмечает поддержку не только со стороны жителей, но и от властных структур, которые приветствуют новое для города явление. И даже появление крупных сортировочных комплексов его не тревожит.

- Проекты не могут быть конкурентами друг другу. Они должны развиваться параллельно. То, что в мусоровозе сейчас отправляется на полигон, утилизируется. Если они будут пытаться из этой массы что-то добыть, то это можно только приветствовать, - убежден он.

Сказано

Первый вице-губернатор Лидия Смолина:

- Сейчас идет разработка схемы сбора, вывоза и утилизации ТБО во Владимирской области. Она должна быть готова к 16 сентября. В ней мы прописываем для мусоровывозящих организаций раздельный сбор мусора как обязательное условие. В области - самое большое в ЦФО количество предприятий, работающих на вторичных ресурсах, - около 14: стекло, картон, пластик. Надо обязательно собирать мусор раздельно. Появление мусоросортировочных станций и даже мусороперерабатывающего завода этой идее нисколько не противоречит. Мусора хватит на всех!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:03 Завершается ремонт путепровода через железную дорогу в Камешкове
Открыть движение по мосту планируют в конце мая-начале июня, уточнили в пресс-служба правительства Владимирской области. Напомним, работы идут в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
вчера в 18:17 Начальник госветинспекции рассказал о новых правилах обращения с животными
На днях в региональном медиапространстве была распространена информация, что во Владимирской области изменился порядок отлова бездомных животных, а также о том, что теперь отлавливать животных могут лица, состоящие на уч…