29 июня 2016 в 18:41

Открытые деньги

Бюджет региона ‑ это не вся наша жизнь. Но она прямо зависит от объема и исполнения бюджета: это и зарплаты, и пособия, это финансирование школ и больниц, благоустройство городов и сел. Состояние бюджета области - барометр нашей жизни. И не случайно так часто в медиапространство вбрасываются спекуляции в стиле: «Караул! Бюджет режут по-живому!» А ближе к выборам в Госдуму таких вбросов наверняка будет еще больше. Однако факты ‑ упрямая вещь. «ВВ» решили сравнить два бюджета области - 2015 и 2016 годов - и проанализировать тенденции и динамику.

Показатель 1: госдолг

Госдолг региона - это то, что он должен заимодавцам: либо государству, либо коммерческим банкам, либо и тем и другим.

В конце 2014 года наш госдолг составлял 3,9 миллиарда рублей. По итогам 2015 года снизился до 3,8 миллиарда. То есть на 100 миллионов. Верхний предел госдолга в нашей области установлен в размере 8,9 миллиарда, но в 2016-м он останется практически без изменений по сравнению с 2015 годом. Это один из самых низких уровней госдолга в стране, а в в ЦФО мы в этом смысле вообще самые лучшие.

Важен не только объем госдолга, но и его качество. Так вот, региональные власти и губернатор Орлова добились не только рефинансирования прежних коммерческих банковских кредитов в Минфине под полставки ЦБ, но и реструктурировали существующий долг на 10 лет. Для сравнения: есть регионы, где долг уже подошел к 100 процентам годового бюджета.

Председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного ЗС Максим Васенин, отвечая на неизбежный вопрос - может, нам вообще избавиться от госдолга? - ответил:

- Для этого надо, чтобы наши доходы значительно превышали расходы. Пока это не так. И это нецелесообразно. Наш госдолг сейчас складывается из кредитов Минфина на очень льготных условиях. Их обслуживание обходится нам примерно в 80 миллионов в год. Это очень льготно! Но если мы решим погасить их досрочно, то должны будем привлекать коммерческие кредиты на свои расходы, а это обойдется намного дороже.

Показатель 2: дефицит/профицит

По итогам 2014 года мы вышли на уровень дефицита в объеме менее миллиарда рублей. По итогам 2015 года исполнили указ Президента РФ и избавились от дефицита, не урезая социальных обязательств. Наши доходы составили 45,9 миллиарда, а расходы ‑ на 800 миллионов меньше. Таких профицитных регионов в стране оказалось всего девять. Хотя изначально в 2015 году предполагался дефицит в размере 3,4 миллиарда рублей. На чем экономили?

Убрали неэффективные расходы, провели ревизию налоговых льгот, укрепили (с помощью УФНС) налоговую дисциплину и коммерсантов, и граждан. Между прочим, на процент с лишним снизили затраты на содержание органов власти, хотя у нас и так один из самых скромных в стране условный «тариф» на содержание чиновников.

В 2016 году в планах пока значится дефицит бюджета в 2,4 миллиарда рублей. Судя по всему, к концу года от него нам удастся избавиться. Васенин говорит, что показатели уже I квартала 2016 года вселяют оптимизм, пусть и сдержанный:

- Тенденция стабильности в экономике сохраняется, несмотря на отдельные негативные явления. По итогам I квартала мы даже план на прибыль организаций пересмотрели в плюс на 500 миллионов...

А вот данные регионального УФНС: за 5 месяцев этого года налог на прибыль организаций вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года более чем на миллиард. До 6,6 млрд (в федеральный и областной бюджеты). Собираемость НДС и НДФЛ тоже растет. Важно и то, что уровень региональной налоговой нагрузки на бизнес при этом не менялся с 2014 года.

Показатель 3: расходы на социалку

В прошлом году на образование, здравоохранение, культуру и иную «социалку» израсходовано 68 процентов бюджета области. Это без малого 31 миллиард. В этом году расходы на социальную сферу по плану «весят» 73,4 процента бюджета (33,7 миллиарда рублей). То есть вырастут все отрасли, включая здравоохранение.

Мы постоянно интересуемся у наших экспертов: не лучше ли урезать бюджетные траты на социалку в пользу поддержки реальной экономики? И тогда она сможет быстрее развиваться и, следовательно, больше отчислять налогов на ту же социалку». Васенин сказал так:

- Логика вопроса понятна. От социально ориентированного бюджета наш регион не откажется. Однако поддержка бизнеса, поддержка агропрома год от года тоже растет. Пусть и не так быстро, как нам хотелось бы. В ответ мы получаем хорошие темпы прироста налоговых поступлений и ВРП.

Показатель 4: поддержка АПК

Еда ‑ это товар, на который спрос есть всегда, даже в самые сложные времена. Так что внимание к «пищевке» и АПК со стороны области вполне оправдано. Тем более что решается и большая государственная задача - продовольственная безопасность страны.

В прошлом году на поддержку сельского хозяйства Владимирская область направила 2,3 миллиарда рублей (субсидии на проценты по кредитам и т.п.). В итоге агропром в целом узнал, что такое рентабельность в 10,5 процента. Максим Васенин признает, что отчасти прибыль у крестьян в 2015 году выросла из-за роста цен на продукты питания, но:

- Но это не ключевой фактор. Затраты селян при производстве овощей, молока, мяса, яиц тоже не падали. Все дело в росте объемов производства благодаря расширившимся рынкам сбыта. А это заслуга и самих селян, выдающих объемы достойного качества, и администрации области и лично губернатора Орловой, неустанно лоббирующих интересы владимирских производителей.

В 2016 году на поддержку сельского хозяйства регион выделит еще больше - 2,57 миллиарда рублей по программе «Развитие АПК Владимирской области на 2013-2020 годы».

Васенин говорит, что поддержка АПК «по-российски» отличается от поддержки сельхозпроизводства на Западе. Там акцент идет на регулирование объемов производства. Мы же все эти годы сконцентрированы на поддержке конкретных инвестиционных проектов хозяйств. Мы старались в кратчайшие сроки модернизировать село, чтобы не проигрывать мировому крестьянству технологически. Кое-что у нас уже получается. Прибыльность в 10,5 процента - тому пример.

Блиц

Наши короткие вопросы Васенину и его короткие ответы

- На публичных слушаниях бюджета-2015 Счетная палата указала на низкие доходы от госсобственности.

- Для Владимирской области это не очень актуально. Доля региона в госсобственности низкая. Области принадлежат буквально несколько предприятий.

- Но если они почти все убыточны, не лучше ли и от них избавиться?

- Не лучше. В основном это автотранспортные предприятия, обслуживающие т.н. «заведомо невыгодные», но социально значимые маршруты. Например, в отдаленные или малонаселенные деревни. Но есть ГУПы, которые и с финансовой точки зрения оправдывают свое существование - «Тепличный», «Владимиргражданпроект», «Владимирское карьероуправление», «ДСУ-3» и ряд других работают вполне успешно.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 21:50 Владимирские депутаты отдали «Дом-утюг» под факультет медуниверситета
Депутаты СНД города Владимира на заседании 24 апреля проголосовали за безвозмездную передачу Правительству региона помещений в скандально известном «Доме-утюге» на пересечении Горького и Мира. Здание с современной планир…
вчера в 18:31 Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…