8 июня 2016 в 16:32

Холодное лето-2016: «Тринадцатая квитанция» возвращается?

Владимир, мягко говоря, взбудоражен. Слишком многие горожане считают, что коммунальные услуги за апрель им предложили оплатить дважды. Абоненты ВКС получили по две платежки за этот месяц. Одна так и называется «апрель», вторая - за период с 25 марта по 25 апреля. Наши читатели звонят и пишут в газету, будто на конвейере. Одно из писем - «Ничего не понятно» (http://www.vedom.ru/news/2016/06/07/21620-nichego) «ВВ» опубликовали вчера. А в это время наши корреспонденты разбирались в ситуации. И вот к каким выводам мы пришли.

Тринадцатая квитанция возвращается

Компания ОАО «Энергосбыт Плюс», выставляющая счета ВКС по агентскому договору, объяснила дополнительную платежку переводом абонентов на систему оплаты «месяц в месяц». Раньше, мол, в апреле платили за февраль, поскольку на обработку показаний счетчиков уходил целый месяц. Почему же тогда счет, который мы оплачивали в апреле, назывался «март»?

- До недавнего времени счета-квитанции формировались исходя из показаний объемов потребленных услуг за месяц, предшествующий периоду начисления. Однако в квитанции указывался не месяц, в котором услуги были оказаны, а месяц, в котором квитанции были доставлены. В конце мая мы указали реальный период, за который услуги были потреблены, что это на самом деле апрельские счета, - объяснила директор ВФ ОАО «Энергосбыт Плюс» Светлана Сысоева.

Она утверждает, что жители прежнего порядка начислений не понимали и все время жаловались, получая в мае полноценные счета за отопление.

Тут добавим, что часть владимирцев платит за отопление лишь во время отопительного периода (система 7/12), а другая - оплачивает отопление круглый год равными частями (по системе 1/12). Жаловались как раз те, кто платит 7/12.

Руководство «Энергосбыт Плюс» и ВКС публично признается, что многие годы оно вводило потребителей в заблуждение. И вот теперь решило исправиться. Как? Видимо, других способов, кроме пресловутой 13-й квитанции, в арсенале нет? Но разве история с 13-й квитанцией не разрешилась еще несколько лет назад решением суда в пользу потребителей?

Как в администрации области расценивают происходящее? Мы поинтересовались об этом у первого вице-губернатора Лидии Смолиной.

- Выставлять платежи месяц в месяц ‑ это законно. Это постановление правительства о правилах оказания коммунальных услуг. Его надо выполнять, - сказала «ВВ» Смолина. - Да, исторически сложилось, что платежи выставлялись через месяц, и это вводило в заблуждение граждан. Люди возмущались, когда в апреле приходилось платить за январь. Поэтому было дано указание ВКС привести в соответствие с постановлением правительства эту процедуру.

Однако организация переходного периода у Смолиной вызывает вопросы. По ее мнению, пресс-конференция с разъяснениями должна была пройти задолго до того, как граждане стали получать счета за 25 марта ‑ 25 апреля. Да и вообще, по мнению Смолиной, форма 13-й платежки была не нужна.

- Мы рекомендовали им не в один месяц выставить счета за два месяца, а разбить плату на 3 месяца, добавляя в каждый по 10 дней, чтобы к началу отопительного периода платежи были месяц в месяц. Конечно, мы оцениваем ситуацию не очень положительно. Более того, мы попросили прокуратуру проверить правильность таких начислений. Совместно с ними мы правомерность начислений рассмотрим и примем меры, - заявила Лидия Смолина.

Главное ‑ считать

И на этом месте, казалось бы, можно было ставить точку.

Но внимательные читатели наверняка заметили подвох. Когда показания счетчиков они снимают сами, то и оплату производят месяц в месяц. Временной лаг возникает только по электроэнергии - и только там, где счетчики стоят на площадке, а их показания снимают сотрудники ВКС.

- Мы и так оплачиваем счета месяц в месяц, а за тепло платим по 1/12, - рассказывает старший по дому № 5 на Электроприборовском проезде Александр Жуков. - Мы с собственниками квартир решили, что дополнительные квитанции оплачивать не будем. С какой стати?

- Электроэнергию, горячую воду, отопление мы и так оплачиваем месяц в месяц. Это видно по показаниям счетчиков, которые стоят в платежках. Да там и указано: в мае «за апрель». ЕРИЦ за холодную воду и капремонт мы тоже платим месяц в месяц. Оцениваем это как попытку ВКС подзаработать, в расчете, что многие горожане вторые счета оплатят. Но у людей есть возможность это оспорить. Можно подать в суд. Порядок оплаты коммунальных услуг утвержден Жилищным кодексом, и предоплата там не предусмотрена, - прокомментировали ситуацию в общественной организации «Народный контроль».

За разъяснениями мы обратились в ВКС. Сначала на горячую линию, где нам уставшим голосом посоветовали звонить по телефону, указанному в квитанции. По нему дозвониться не смогли ни мы, ни наши читатели. Точки над «i» расставила пресс-служба ВКС.

- Тем, кто платит по системе 1/12, дополнительные счета придут без строчки «отопление», поскольку отопительный сезон закончился, - уверяет официальный представитель компании Дмитрий Лопатин. - А что касается показаний счетчиков, то больше, чем на них есть, начислить невозможно. Обладатели счетчиков заплатят ровно столько, сколько потребили.

Тут есть нюанс. В последней платежке «Энергосбыт Плюс» просил потребителей передать до конца мая показания счетчиков от 23-25-го числа. Сделать это удалось немногим, потому что дозвониться по указанным в квитанциях телефонам было нереально, а выстаивать огромные очереди в абонентский отдел ‑ некогда. Да многим и не по силам. Так вот, если показания к моменту формирования нового счета не поступили, плату начислят по нормативу или по среднемесячному значению. В следующий раз ее скорректируют с учетом поступивших показаний, но сумма может неприятно удивить. Вдобавок потом стоит проверить правильность корректировки. Многим потребителям уже наляпали ошибок в последних «апрельских» счетах.

Проверено прокуратурой

Прокуратура провела проверку, поводом которой стали сообщения в СМИ. По итогам проверки прокуроры пришли к выводу, что нынешняя реформа и дополнительная квитанция законны. А вот прежние платежки за апрель, которые на самом деле были за март, прокуратура расценивает как введение потребителей в заблуждение и нарушение законного порядка выставления квитанций за услуги ЖКХ.

И как вы думаете, кто виноват? ВКС - получатель денег? «Энергосбыт плюс» - посредник, выставлявший счета с опозданием на месяц? Нет, к ним у прокуратуры претензий нет. Пока. Представление об устранении нарушения вынесено Государственной жилищной инспекции - за то, что она обо всем знала, но много лет не принимала мер.

Между тем, по словам Лидии Смолиной, система «месяц в месяц» для нашего региона не является новинкой. Счета от ЕРИЦ выставляются именно так. Горводоканал давно работает по той же схеме. Переходный период ожидает областной РКЦ, но, по словам Смолиной, там он пойдет по схеме, предложенной администрацией области: в течение трех месяцев, без шума и волнений.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…