19 апреля 2016 в 17:39

Услуги преткновения

Кто из нас не проходил ада очередей и волокиты при получении каких-нибудь важных и обязательных бумаг? Да все проходили... Но вот в 2005 году Правительство РФ одобрило Концепцию административной реформы, одним из приоритетов которой стало создание многофункциональных центров (МФЦ), где можно было бы предоставлять все госуслуги в «одном окне». Идее МФЦ уже 10 лет. Как она работает?

Истина где-то рядом...

По данным комитета по вопросам государственного управления АВО, с 2009 года в области реализованы две долгосрочные программы по созданию МФЦ. Бюджету они обошлись в 78 миллионов. В результате (на июнь 2015 года, более свежей информации на сайте комитета мы не нашли) в области было создано 10 МФЦ. На портале Минэкономразвития «Мониторинг развития МФЦ» за регионом-33 значатся 20 центров. Однако по факту их 18 штук.

Их представители прибыли на днях в территориальное управление Росреестра на совещание. В этих МФЦ представлены 16 ведомств, но только на услугах трех из них: налоговой, миграционной службы и Росреестра ‑ можно зарабатывать деньги.

Удается ли это МФЦ? Далеко не всем. По крайней мере, в части оказания услуг Росреестра. Динамика вроде бы неплохая: если за прошлый год МФЦ региона заработали на регистрации недвижимости и прочих подобных услугах 1,9 миллиона, то за I квартал этого года ‑ уже 2,26 миллиона. Но это в основном заслуга шести центров: в Александрове, Вязниках, Камешкове, Коврове, Кольчугине и Юрьев-Польском.

Некоторые центры открылись только что и стартовали с места в карьер, выдав результаты в 2-3 раза лучше ожиданий. Например, Собинка всего за 6 рабочих дней умудрилась собрать более 200 тысяч рублей. А вот Муром, Суздаль, Гусь-Хрустальный, Петушки, Владимир, Меленки статистику портят ‑ у первых двух доходы за этот год вообще по нулям, у остальных значительно меньше плана. При этом в офисах Кадастровой палаты, которая оказывает те же четыре росреестровских услуги, заявителей меньше не становится. Почему? Почему люди стоят в очередях в Кадастровой палате и не идут в полупустые офисы МФЦ, хотя есть города, где и те, и другие расположены в одном здании?

Чтобы понять это, стоит взглянуть на ситуацию внимательнее.

«Вы этот поток не переварите!»

Во Владимирской области статус действующих имеют 20 МФЦ, как значится на портале МЭР «Мониторинг развития МФЦ» по состоянию на 4 апреля этого года. А окон для предоставления услуг - якобы 252.

Однако начальник отдела организации, мониторинга и контроля областного Росреестра Валерий Баринов говорит, что на деле работают 18 МФЦ, и общее количество окон в них не превышает 204. Специалисты Росреестра объехали все центры по адресам, сделали фото МФЦ, которые на бумаге числятся работающими, но на деле закрыты. Вокруг одного из них - горы строительного мусора. Понятно, что закрытый офис без нормального подъезда ничего на услугах в бюджет области заработать не может.

Но и открытые офисы часто не намного эффективнее. В некоторых именно услуги Росреестра не оказывают, говорят, что спецов нет, отправляют в офисы Кадастровой палаты. Директора этих центров просят департамент финансов, бюджетной и налоговой политики АВО подумать о выделении денег на дополнительные штаты. Ирина Бурова, замдиректора департамента, парирует: на областном бюджете «сидит» только МФЦ Гусь-Хрустального. Все остальные ‑ на содержании ОМСУ, и с просьбами о финансировании надо идти к главам ОМСУ. Руководители МФЦ - в ответ: а главам все равно, деньги-то, заработанные МФЦ, идут в область, а не в местные бюджеты.

- А субсидии в местные бюджеты откуда приходят? Неужели не понятно, что если не будет доходов, не будет и расходов! - отвечает Бурова.

Директора центров выдавали фееричное: «К нам люди не идут, потому что продолжают работать офисы Кадастровой палаты, а там МФЦ не рекламируют!

То есть получается, что это Кадастровая палата переманивает клиентов у МФЦ в части услуг Росреестра? Но это как посмотреть... Может быть, дело в том, что Кадастровая палата хочет работать, а МФЦ - нет? В офисах Кадастровой палаты на эти услуги работают сразу несколько окон (в Петушках - девять!), а в МФЦ ‑ одно, максимум два. Да и там нередко спецы из новичков. И если закрыть прием заявлений на регистрацию недвижимости, кадастровый учет, выписки из ГКН и ЕГРП в Кадастровой палате, то граждан вновь ждут адовы очереди в МФЦ. Замруководителя областного Росреестра Алексей Сарыгин так и сказал владимирскому МФЦ:

- Если мы свои окна закроем, вы переварить весь этот поток не сможете!

Почему бы не заработать?

А почему Кадастровая палата должна рекламировать МФЦ (хотя Росреестр это делает)? Неужели хотя бы те центры, что расположены в одном здании с офисами Кадастровой палаты, не могут организовать информирование людей? Ведь это элементарно - в разгар дня послать человека со своего этажа на этаж «конкурента» и предложить людям в очереди пройти к ним. Кто ж откажется оформить все быстро, кто предпочтет чахнуть в очереди?

И.о. председателя комитета по вопросам госуправления АВО Олег Рындин приводит свой аргумент: мол, МФЦ создавались не для зарабатывания денег, а для улучшения качества госуслуг для граждан. Услуг там десятки. И только на Росреестр всех перенаправить нельзя. Хотя каким образом широкий спектр услуг мешает улучшать организацию именно платных услуг? Непонятно. Ведь у части МФЦ это прекрасно получается!

Тут надо понимать, что плата за услугу, оказываемую Кадастровой палатой, идет в федеральный бюджет. А если услугу продает МФЦ, часть платы идет в бюджет области. И, если Росреестр готов делиться частью администрируемых доходов с областью, не глупо ли этим не воспользоваться? Да, МФЦ прежде всего - для услуг, а не для коммерции. Но эти центры требуют нехилого содержания. Могли бы хоть частично себя отрабатывать. Например, по данным Буровой, Гусь-Хрустальный МФЦ в прошлом году заработал 100 тысяч, а бюджету обошелся в 26 миллионов. Это не тот прикуп, которым можно гордиться. А в кризис тем более надо зарабатывать.

В Суздале свои чудеса. Там в МФЦ почему-то входит архивный отдел. То есть половина от 15 человек штатной численности этого центра с людьми и с их запросами по госуслугам не работает. Почему вообще архив оказался в структуре МФЦ? Представительница центра ответила бесхитростно:

- Глава так решил...

Вместо резюме

Позиция Росреестра и департамента финансов АВО в этой ситуации - не «предъява» претензий, а здравый смысл и государственный интерес. А он - в том, чтобы гражданам было удобнее и проще взаимодействовать с государством. Людям без разницы, какое именно ведомство «накосячило», при проблемах они винят власть оптом.

Директора МФЦ должны донести до мэров и глав: за выполнение планов по доходам с МФЦ отвечают прежде всего они. И это они могут недополучить денег из области, если доходы будут меньше ожидаемого. И главы должны понимать, что будет соответствующий отчет по исполнению планов на имя губернатора. Кто-то из них решит свалить вину на самих директоров МФЦ. И лучше объяснить главам сейчас, что все вместе - в одной лодке. Нужно делать все правильно, чтобы потом всех оттуда не смыло...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад В группе ВТБ выяснили, сколько россиян планируют отпуск между майскими праздниками
Каждый пятый россиянин планирует взять отпуск на майские праздники, чтобы продлить себе отдых или отправиться в путешествие. В топе направлений поездок – Москва и Санкт-Петербург, среди зарубежных стран – Турция и Египет…
21 минуту назад Во Владимирской области судят организаторов подпольных азартных игр
Петушинский районный суд вынес приговор в отношении двоих местных жителей. Они признаны виновными в организации и проведении азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, группой лиц по предварите…