7 октября 2015 в 17:50

Куда катится Ильинская-Покатая?

Я живу во Владимире 15 лет, но о существовании в областном центре улицы Ильинской-Покатой узнала буквально на днях. Это маленькая улочка в историческом ядре. Узнала я о ней от жителей ее нечетной стороны. Они позвонили в «ВВ» с криком души: их участки сползают в овраг, где ударно строится Лыбедская магистраль, а дома идут трещинами. «Мы боимся ложиться спать ‑ дома ходят ходуном, вдруг они начнут схлопываться?» - опасаются владимирцы. Мы решили разобраться, виновата ли в этом «стройка века»?

Диваны ходят, а сваи пляшут

Сразу поясним: жители Ильинской-Покатой вовсе не против новой дороги. Они прекрасно понимают: в масштабах города и даже области строительство Лыбедской магистрали реально очень нужный проект, призванный существенно разгрузить центральные улицы Владимира от автотранспорта.

Но при этом жители задают резонные вопросы. Например, почему откос оврага не укрепили еще до начала строительства? Почему представители застройщика не приходили к ним и не разъясняли, как будут вестись эти работы, если они вообще предусмотрены?

Люди уже написали письмо губернатору Владимирской области Светлане Орловой. Под ним девять подписей. В письме помимо прочего указывают на то, что дом № 11 - памятник истории 1810 года постройки, который сейчас тоже может пострадать. «Все сползет в овраг вместе с грунтом. Мы рискуем в итоге оказаться без определенного места жительства. Это не метафора, ситуация катастрофична», - пишут жители главе региона.

...На нечетной стороне Ильинской-Покатой 12 домов ‑ согласно карте МКУ «Владстройзаказчик» (это заказчик строительства дороги). Мы поехали на место и лично эти дома осмотрели. Это старый Владимир. Всего три дома выглядят относительно крепкими. Остальные ‑ включая пресловутый памятник истории № 11 ‑ явно ветхие, им достаточно небольшого потрясения, чтобы развалиться.

За домами сразу видна проблема: грунт действительно сползает. Без должной осмотрительности сигануть вниз труда не составит ‑ очень крутые склоны. Сараи, деревья, заборы ‑ все сильно накренилось. Ступеньки от домиков отходят. А у одной постройки даже фундаментная кирпичная свая отошла. Жители кое-как залатали «разлом» затычкой из нового кирпича и цемента, снова «соединив» сваю и дом. Но надежна ли конструкция?

- А мы вглубь еще накопали на метр и бетон туда залили, чтобы крепче было, - сказали жители.

Еще важный момент: на этой улице нет канализации, а вот газ есть. Трубы идут прямо вдоль задних стен домов, сотрясающихся во время работ. И вряд ли это безопасно.

Люди говорят, что раньше в овраге и на его склонах росли деревья, и они довольно неплохо держали грунт. А теперь, когда их спилили, грунт «поехал».

Местная жительница Надежда Гуминюк уверяет, что ее пятый дом дрожит, стекла гремят в рамах, а диваны ходят ходуном:

- У нас тут есть такие, кому все равно. А мне не все равно. Одно жилье-то! Деваться больше некуда.

Встретившие нас на Ильинской-Покатой жители говорят так:

- Да, дома старые. Но если бы не стройка, они еще бы сто лет простояли...

Однако надо ли, чтобы они стояли? Особенно учитывая, что на этой улице даже нет канализации? Люди используют выгребные ямы. Согласитесь ‑ такая технология обращения с отходами плохо монтируется с городом XXI века. Да и вообще странно: получается, в историческом ядре без разрешения десятков организаций много чего делать нельзя, а лить фекалии можно?

- Нам реально некуда девать канализацию, - говорит еще одна жительница Ильинской-Покатой Елена Зобанова. ‑ Почему нельзя провести ее централизованно? Чтобы мы подключились к трубе и жили нормально?

Решению о сносе - 33 года

Но, может, улица входит в программу реконструкции и расселения исторического ядра Владимира? Жители говорят, что в некоем отделе БТИ кто-то якобы видел бумагу, что улица Ильинская-Покатая подлежит расселению в 2016 году. Однако в пресс-службе администрации города нам этого не подтвердили. Нет пока этой улицы в планах по расселению.

Жительница одного из трех относительно крепких домов на нечетной стороне Елена Зобанова вручила нам дивный документ, датированный 27 мая 1998 года и подписанный тогдашним начальником управления архитектуры и градостроительства мэрии Владимиром Пичугиным. Там черным по белому написано: согласно проекту реконструкции исторического ядра, утвержденному 26 ноября 1982 года (!), вся нечетная сторона улицы Ильинской-Покатой подлежит сносу. Понятно, что за 33 года дома там новее и крепче не стали.

Представившаяся Людмилой Сергеевной пенсионерка божится:

- Сносить нас обещали еще до путча...

А житель «исторического дома № 11» Николай переживает, что и после строительства ситуация лучше не станет: большой поток автомобилей ‑ это и выхлопы, и новые постоянные сотрясания грунта.

Мнения жителей о том, что надо делать с их нечетной стороной, разнятся. Одни хотят переселения (некоторые уже приходили с этим вопросом во «Владстройзаказчик»). Другие никуда переезжать не хотят, а просят лишь укрепить откос и вовремя информировать их о ходе работ и о предпринимаемых мерах безопасности для их построек. Хотя жить в историческом ядре непросто: любые работы на участках согласовывать надо с 22 ведомствами и организациями. Причем часто это далеко не бесплатное удовольствие.

Когда больше десяти лет назад во Владимире о проекте Лыбедской магистрали только заговорили, в школе № 14 провели собрание с жителями Ильинской-Покатой, Чехова, Герцена и Переднего Боровка.

- Тогда вице-мэр Владимир Немков нам показывал, как все красиво будет. И прозвучало, что овраг укрепят до начала всех работ, - вспоминает жительница Ильинской-Покатой Светлана Башилова.

Не укрепили. А еще один из также уже ушедших из мэрии чиновников сказал людям: дескать, если вам что-то не нравится, то забирайте с арендованной земли свои дома и съезжайте, раз недовольны (сейчас некоторые участки уже оформлены в собственность. ‑ Прим. ред.).

Сейчас люди сокрушаются, что не вели записей тех встреч. Теперь, говорят, хоть все протоколируй. Они не исключают того, что им придется судиться и с застройщиком магистрали, и с городом.

Депутаты в гости к ним

С жителями в свое время встречался экс-глава города Сергей Сахаров. Правда, как признают сами жители, получился у них не нормальный разговор, а «базар-вокзал». Без толку. А в конце августа 2015 года, в разгар предвыборной кампании в горсовет, к ним приезжал кандидат, а теперь депутат от этого округа Николай Питиримов. Его портрет на агитационной листовке до сих пор красуется на одном из домов. Я несколько дней пыталась до него дозвониться, чтобы узнать, предпринимает ли он уже какие-то шаги, чтобы помочь людям. В итоге удалось пообщаться с ним лишь в перерыве первого заседания горсовета.

Питиримов говорит, что проблему знает. Он, как Капитан Очевидность, считает, что необходимо грамотное проектирование и решение вопроса о реконструкции данного склона ‑ что требует достаточно крупных бюджетных средств, или о расселении одной стороны улицы Ильинской-Покатой:

- Это требует серьезной проработки. Вопрос не просто многомиллионный, а наверняка больше миллиарда, если речь о расселении. Все это важно и будет как-то решаться, но не надо забывать, что у нас в городе ограниченный бюджет. Надо понимать, какие средства для этого нужны. Может, расселение в итоге дешевле обойдется? Там живет не так много людей.

Но я тревожусь:

- Делать что-то уже сейчас надо! Мы видели, что от дома свая отошла, ее кое-как заделали. А если дом сложится? Впереди сырое время года. Влажный грунт еще сильнее может поехать...

- Я это понимаю, - говорит Питиримов. - Но здесь вопрос прежде всего должен быть к службам, которые занимаются оперативным управлением. К МЧС, например, если все на самом деле в аварийном состоянии. Я аварийного состояния домов не видел. Видел только обрушение заборов, которые сползали. Но до домов там было метров семь-десять.

Опытный нардеп Дмитрий Павлов, слышавший нашу беседу с Николаем Питиримовым, дал пару советов своему молодому коллеге:

- Надо строительных экспертов вызвать, чтобы они дали официальное заключение. Или можно написать запрос в управление архитектуры, чтобы они туда оперативно отправили своих спецов. Те в аварийных ситуациях приглашают экспертов. Если вопрос сегодняшнего дня, они оперативно примут меры.

Сбор согласий: аврал или добрая воля?

На прошлой неделе мы связались с «Владстройзаказчиком», который выступает заказчиком проекта строительства магистрали. Сначала поговорили по телефону с человеком по имени Владимир Григорьевич. Он сказал, что откос оврага обязательно до конца года укрепят. Я спросила его фамилию и должность, чтобы процитировать. Он вместо ответа попросил прислать текст статьи до ее публикации. Когда я сказала, что это противоречит принципам редакции, то предложил подъехать в офис «Владстройзаказчика» и показать ему мое удостоверение. Когда я приехала, Владимир Григорьевич сообщил, что со мной пообщается директор МКУ Антон Аручиди.

В кабинете директора передо мной развернули карту того участка города. На пальцах объяснили, где что располагается, что с чем соприкасается. Поведали, что вывезли из оврага и со склонов десятки тысяч кубометров годами складировавшегося мусора. Завезли столько же нормального грунта. А еще Аручиди сказал, что на самом деле откос не сползает.

- Но он подвергается воздействию внешних факторов. Здесь суглинок. Полностью отсутствует централизованная ливневка. Ее просто негде было сделать. Вот эти суглинки, - показывает он на карте, - всегда набирают воду при дождливой погоде. Вот и идут подвижки у объектов строительства, которые на него давят.

Я отметила, что для людей причина ‑ дело десятое. Им важен итог. Если хоть один дом там сложится, на всю страну в плохом смысле прославимся…

- Не сложится. Мы укрепим склон до конца года. Вот до этой точки дойдем. Проектом все разработано, все изначально было предусмотрено. Эти работы входят в смету строительства Лыбедской магистрали.

Еще спрашиваю - почему с людьми не встречались и не рассказали им все это? Аручиди отвечает:

- На самом деле граница этого откоса не затрагивает границы частников. Мы все это выверили и перепроверили. Соответственно с ними никто ничего не должен согласовывать. Мы можем работать по границам участка, не спрашивая никого. Но будем договариваться с жителями.

- Трещины на домиках вы со стройкой не связываете?

- Нет.

- Но нормально ли, что рядом с магистралью проходят улицы, где нет канализации?

- И что вы предлагаете? Канализацию сделать всем? Не путайте разные задачи. Есть дорога, а есть все прочее. Канализация централизованная проходит на противоположной стороне дороги. Если эти дома с Ильинской-Покатой подключать к ней, это выльется миллионов в пять, не меньше. При нынешнем бюджете это много. Для сравнения ‑ это примерно треть пешеходной улицы Георгиевской. Что разумнее: сделать пешеходку для всех горожан или проложить «трехсотую» трубу для 12 домов, в которых мало кто из владельцев реально живет? То есть воспользуются ли люди этой трубой ‑ еще вопрос.

- Вы можете гарантировать, что откосы до конца года будут сделаны, что участки в овраг не сползут, а дома не схлопнутся?

- Проектом, получившим госэкспертизу, у нас все, что необходимо, предусмотрено. Все будет в соответствии с проектом.

…Тянет ли ответ Антона Аручиди на гарантию ‑ решайте сами, уважаемые читатели.

Возник интересный нюанс. Во время интервью директор сказал мне, что представитель МКУ как раз в этот день побывал на Ильинской-Покатой, чтобы изучить обстановку. Было это, судя по всему, сразу после моего звонка, но еще до прихода во «Владстройзаказчик». Не исключаю, что это совпадение. Важнее другое: этот представитель МКУ - он представился Павлом Бодягиным - стал, по словам жителей, предлагать им подписать некий бланк с согласием производить строительно-монтажные работы на смежных и принадлежащих людям земельных участках. Об этом Антон Аручиди не сказал мне ни слова.

По меньшей мере, три человека с Ильинской-Покатой такое согласие подписали. Но не все. Некоторые решили сначала посоветоваться с юристами. А на следующий день там побывал еще один представитель МКУ, и он якобы тоже предлагал тем, кто не подписал согласие, все же сделать это. Мол, давайте, а то у нас уже завтра совещание.

Копию этого бланка-согласия жители мне прислали уже после моей встречи с Антоном Аручиди. И у меня возникли три новых вопроса. Первый: почему такое согласие у жителей спрашивают лишь сейчас, в разгар стройки? Второй: почему такое согласие требуется, если, как мне было сказано под диктофон, участки под домами жителей не затрагиваются? Это перестраховка или все же попытка исправить организационный недочет в авральном порядке? И третий и самый главный вопрос: почему это согласие выглядит заведомой индульгенцией застройщику и при этом не дает никаких гарантий самим жителям?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
сегодня в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…