12 августа 2015 в 15:45

С бору по сосенке, или Как мы теряем лес

Фото: автора
Охотников обогатиться за счет национального достояния в стране, да и в нашей области, хватает. Все механизмы присвоения государственной собственности специалистам лесного хозяйства и правоохранителям известны. Однако чаще всего эти механизмы работают без сбоев. А значит, это кому-то нужно... «ВВ» представляют читателю обзор типичных браконьерских схем.

Чиновничий самозахват

Сегодня речь пойдет о самой вредительской схеме, о махинациях с землями Гослесфонда. Они, в отличие от незаконных рубок, оборачиваются безвозвратными потерями. Если на браконьерских просеках, пусть даже через 80 лет, еще может быть восстановлен лес, то на изъятых из Гослесфонда участках вырастают в основном коттеджи. И гораздо быстрее.

- У нас повсеместно главы ОМСУ распоряжаются землями лесного фонда, - констатирует директор лесного департамента АВО Дмитрий Перминов. - Ставят лес на кадастровый учет как земли населенных пунктов без согласования границ с Рослесхозом и распределяют эти земельные участки. Получается, главы МСУ распоряжаются федеральной собственностью.

Как работает чиновничий самозахват? В 1990-е закон разрешил включать в границы населенных пунктов государственные леса в качестве рекреационных и защитных зон. Право собственности при этом не менялось. Когда в середине

2000-х муниципалов обязали сделать документы территориального планирования, они просто «перекрасили» государственные леса в земли поселений, вполне объяснимо проигнорировав обязанность согласования этого с Рослесхозом. В деле отчуждения федеральных земель глав поддержали местные Советы, утвердившие генпланы. Ну а применение таким приобретениям нашлось быстро. Точнее, именно под будущее «применение» эти операции и проводились.

Приватизация леса на практике

В Покрове три гектара государственного соснового леса были отданы под коттеджную застройку ЖСК «Северный» и уже нарезаны на участки, когда об этом от местных жителей узнал директор Заречного лесничества Евгений Зотов.

Покровским чиновникам указали на ошибку. Но те долго отпирались, доказывая, что никакой это не Гослесфонд. Переписку в стиле «я ему про Фому, а он мне про Ерему» ДЛХ АВО больше года вел с «отцами города»: сначала с Сасом, затем с Бондаренко. Оба они, напомним, позднее были осуждены за взятки - не в связи с ЖСК «Северный», но тоже в связи со строительством.

А с сосновым бором дело дошло до суда. Лесничество заказало обследование территории в независимой аэрофотолесоустроительной экспедиции. Акт обследования, не впечатливший местных чиновников, убедил судью. Три гектара защитных лесов (округ горно-санитарной охраны месторождения лечебных грязей «Вольгинский») вернулись в госсобственность. Теперь там гуляют мамы с колясками, бегают спортсмены, пенсионеры собирают грибы. И вот странно - в защиту леса очень активно выступила общественность. А руководители местного самоуправления - вот парадокс - оказались по разные стороны баррикад со своими избирателями в этом вопросе.

А что коттеджи? Коттеджи растут в таком же лесу по соседству, но на муниципальной земле - и тоже к неудовольствию покровчан. Впрочем, это уже совсем другая история.

А наша история о том, что Сас и Бондаренко - не единственные в нашем регионе находчивые главы. В Петушках в мае по суду в государственную собственность вернули два участка леса общей площадью 35 гектаров.

- По сельским поселениям много безобразий, - качает головой глава Заречного лесничества Евгений Зотов. - С 2011 года сужусь с Нагорным сельским поселением. Возле деревни Глубоково местные власти отдали в аренду москвичам участки Гослесфонда под перепелиную ферму. Доказывают, что это земли сельхозназначения и земли промышленности. А это Гослесфонд, бывшие сельские леса! Материалами лесоустройства все это подтверждено. У нас шесть подобных дел по району. И это только начало.

Зотов говорит, что садовые товарищества через одно покушаются на земли Гослесфонда. Сначала застраивают свою территорию вплотную к лесу, а потом начинают его прореживать или пишут в департамент: «Устройте нам противопожарный разрыв».

- Мы на это не идем, зная, что через два года и эти земли будут застроены, - говорит начальник отдела лесного планирования ДЛХ АВО Дмитрий Клабуков.

Конечно, весь этот произвол в любом районе творится с ведома главы территории и глав поселений. Иначе и быть не может.

Есть у лесников вопросы и к Росреестру, который регистрирует документы, не прошедшие согласования с Рослесхозом. Так, например, Покрову под кладбище в 1998 году по постановлению правительства выделили 3,5 га Гослесфонда. А при постановке участка на кадастровый учет местные чиновники прирезали к нему еще гектар. Суды тянутся по сей день.

Все эти примеры - не единичные случаи, не технические ошибки, а система. Только в Петушинском районе самовольно захвачено 1000 га. Масштаб проблемы на уровне области можно будет оценить по материалам лесоустройства, которое с приходом Перминова возобновилось в регионе впервые за последние 10 лет. А по неофициальным данным, из 1,466 млн га Гослесфонда в нашем регионе отчуждено около 16000 га. Только в первом полугодии этого года были вскрыты факты необоснованного включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов в Собинском, Петушинском, Суздальском, Гусь‑Хрустальном, Кольчугинском, Юрьев‑Польском районах. В суд направлено 8 исков по корректировке генпланов.

Однако судебные тяжбы за возвращение незаконно изъятых из Гослесфонда земель тянутся годами. Перминов сожалеет, что в регионе сложилась практика, когда департамент лесного хозяйства в подобных процессах признается ненадлежащим истцом. А Рослесхоз, Росимущество в этих делах особого рвения не проявляют.

- Мы прорабатываем вопрос, чтобы Росимущество заявляло подобные иски, а мы выступали бы в качестве третьего лица, - говорит Перминов. - Мы заинтересованы в том, чтобы возвращать в федеральную собственность эти участки.

Параллельно руководитель лесного департамента обещает анализировать на предмет должностных преступлений деятельность тех глав ОМСУ, на чьей территории леса превращаются в дачные участки.

- В действиях глав, на мой взгляд, есть признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренные статьей 286, превышение должностных полномочий, - заявляет Перминов. - Я буду принципиально давать оценку всем подобного рода фактам и требовать возбуждения уголовных дел. Я надеюсь, главы меня услышат: лучше не практиковать обогащение за счет федеральной собственности.

Но лобби не дремлет

Обывателя, который в лес ходит по грибы, а не строит там себе дачу, столь решительный подход может и обнадежить. Однако покушающееся на лес лобби готовит новые лазейки. В июле Московская область при поддержке Минприроды предложила проект поправок в Лесной кодекс, разрешающих капитальное строительство в лесах «для целей рекреации». И вот федеральные СМИ в число сторонников этой инициативы то ли ошибочно, то ли сознательно записали Владимирскую область.

Наш регион на заседании межведомственной рабочей группы представлял Дмитрий Перминов. Он назвал законопроект «сырым». Он его не поддерживал. Более того, именно на его экспертную оценку опирается «Гринпис», выступивший с резкой критикой реформы.

Суть предлагаемых изменений: разрешить в лесах строительство не только временных, как сейчас, но и капитальных объектов «для целей рекреации». Перминов считает, что это приведет к массовому коттеджному строительству в лесах.

- Допустим, человек хочет построить в лесу жилье. Не имея цели заниматься туристическим бизнесом, получает участок под рекреацию, возводит коттедж под видом гостевого дома, регистрирует право собственности - и прекращает статус индивидуального предпринимателя. Мы автоматически должны прекратить договор аренды, так как она предоставляется только предпринимателям, - объясняет Перминов. - Но человек обращается в лесной департамент как частное лицо, и мы по закону обязаны предоставить ему земельный участок, раз на нем есть здания. Он подтверждает, что является владельцем, а я обязан отдать ему участок на 49 лет. Вот механизм, который позволит огородить лес и пользоваться им всю жизнь, не обременяя себя обязанностями пропуска граждан.

При этом Перминов вовсе не против экотуризма. Он считает, что население надо привлекать в леса и получать за счет этого средства на лесовосстановление. Но в данном случае нужны правовые заслоны подобного рода злоупотреблениям.

- Мое видение: должна быть привязка к виду деятельности. Если человек прекращает статус ИП или не желает заниматься рекреацией, то он должен постройки ликвидировать, - уверен Перминов. - Законодательство не должно содержать подобных соблазнов. Тогда и лес будет целее.

В следующих публикациях мы расскажем и о других практикуемых в нашем регионе браконьерских схемах и новых методах борьбы с «черными» и «серыми» лесорубами.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
1 минуту назад Во Владимире оставили под стражей мужчину, пытавшегося поджечь "белый дом"
Постановление Фрунзенского районного суда о заключении под стражу жителя Владимира, пытавшегося поджечь здание правительства Владимирской области, оставлено без изменения.
25 минут назад Контрактникам Владимирской области увеличивают единовременные выплаты
Если раньше сумма региональной выплаты при заключении контракта составляла 100 тысяч, то теперь она составит 250 тысяч рублей. Соответствующий указ подписал 25 апреля глава Владимирской области Александр Авдеев.