17 июня 2015 в 16:42

Вязниковские поселки: вечный зов

В конце апреля в «ВВ» вышел репортаж из поселка Октябрьский (Вязниковский район). Там мы оказались по зову местных жителей. Они десятилетиями живут без нормальной воды и очистных сооружений (http://www.vedom.ru/paper_archive/item/1295, «ВВ» от 23.04.2015). Затем в редакцию пришло письмо от жителей соседнего с Октябрьским поселка Лукново. Его жители тоже просили нас приехать к ним. У них те же проблемы. Решить их, уверены вязниковцы, может только визит Светланы Орловой. Губернатора ждут в Октябрьском и Лукново ‑ с самоваром и жалобами.

«А кто нас звал на эту встречу?»

В очередную командировку мы отправились сразу по двум адресам. Сначала - в Октябрьский: посмотреть, что там изменилось за два месяца после нашей публикации. Ведь глава района Владимир Лопухов сказал по телефону, что в поселке установили на две недели раньше плана современную колонку с хорошей водой.

Октябрьский встретил нас чистыми улицами, ухоженным памятником павшим в Великой Отечественной и свежевыкрашенным фасадом амбулатории. Ее пока не доделали. На верхних этажах - новые пластиковые окна, на нижних - старые облезлые рамы. Их даже не потрудились покрасить. Жители сказали, что и нормальной мебели в здании нет ‑ одна ветхость.

Интересуемся впечатлениями жителей от встречи с главой района ‑ Владимир Лопухов говорил, что приезжал в Октябрьский сразу после первой публикации «ВВ» и все вопросы с жителями обсудил. Октябрьцы смеются: «А кто нас на эту встречу звал?» Как выяснилось, встреча Лопухова с населением Октябрьского происходила в кабинете главы поселковой администрации Веры Лапиной и из числа жителей на ней присутствовала только экс-глава поселка Вера Новикова.

И поэтому о том, когда им сделают канализацию, октябрьцы интересуются у нас. Пересказываем им то, что сказал нам Лопухов. Мол, не в этом году точно. Возможно ‑ в следующем. Якобы Светлане Юрьевне он объяснил все обстоятельства.

Пожилая женщина Лариса Федоровна жалуется на местную управляющую компанию:

- Вызывала их, просила стояк сделать, все трубы прогнили. Но недопроситься. А без них никого нанять со стороны нельзя. Что мне делать?

Управляющая компания ‑ ООО «ЖЭК «Никологоры». УК управляет жилфондом и Октябрьского, и Лукново. Забегая вперед скажем ‑ за всю поездку в обоих поселках ни одного доброго слова об этой компании под руководством Натальи Горбуновой мы не услышали.

Цивилизационная колонка пришла через квартиру

А вот за установленную электроколонку Лопухову и районному «Водоканалу» жители благодарны. Говорят, вода хорошая. Вот только почему объект ценой всего 30 тысяч рублей нельзя было возвести раньше? И зачем на открытие колонки понадобилось приглашать телевидение? Не БАМ же! Жители уверены:

- Это Лопухов пиарится! Мы это ТВ сколько раз звали посмотреть на наши отсутствующие очистные - и ни разу не дозвались. А тут сразу примчались снимать колонку!

Неприятная деталь - колонка за месяц уже не раз ломалась. Подключена она к квартире в старой жилой двухэтажке. Колонка цивильная. Дает отличный напор. Народная тропа к ней не зарастает. К нам вышла хозяйка квартиры, к которой она подключена. Ольга Рыбалко - многодетная мама. Спрашиваю:

- Вам за это дают какую-то компенсацию?

Ольга даже не сразу поняла, что я имею в виду:

- Просто попросили. Обещали минусовать с моего счетчика показания счетчика колонки...

Минусуют ли? Сомневаются и жители, и сама Ольга. Якобы на том самом втором счетчике - «по нулям», а у Ольги за этот месяц электричества нагорело в 2 раза больше обычного. Да и соглашалась на подключение женщина всего на месяц как на общественное одолжение всем жителям поселка, пока власти не оформят электропитание колонки как положено.

Но колонку-то сдали раньше срока - и недооформили!

- Вот как раз иду выяснять, что дальше? Должно же все по-нормальному быть... - говорит Ольга.

Она пригласила нас посмотреть внутренности этого дома, где она, многодетная мать, получила квартиру четыре года назад. Дом построили в 1937 году. Не из кирпича. Не из дерева. Стены из штукатурки в «корпусе» из деревянных решеток. На дом без слез не взглянешь. Он рушится, крошится, мокнет и промерзает. А весной подтапливается. Но это не мешает местной жилищной комиссии ставить хибаре лишь 31% износа. Обращения в УК по поводу приведения дома в порядок ведут лишь к отпискам: «Нет денег».

«Помойте у нас голову...»

В Лукново мы договорились о встрече с жителями рядом с памятником Скорбящей матери в центре поселка. Как и Октябрьский (около 2 тысяч жителей), Лукново (около 2,5 тысячи жителей) на первый взгляд производит хорошее впечатление: чистенько, обочины выкошены, постройки аккуратны.

Дальше выясняется, что траву люди якобы косят сами, а «ЖКХ пишет, что это они делают». Обслуживаемые уже упомянутым ЖЭК «Никологоры» дома, по словам жителей, никакого обслуживания не получают. Относительно нормальные дороги чередуются с песчаными «направлениями». Про одну из неплохих дорог люди сказали так:

- Это ее в прошлом году к дому, где живет депутат, проложили. А на дорогу к детсаду денег не хватило. У нас депутат важнее детей...

По случаю приезда корреспондентов «из области» начинается стихийное собрание. Пытаюсь собрать по порядку перечень проблем. Лукновцы смеются:

- Проще сказать, каких проблем нет.

Но все же главные: вода и очистные. Вода плохая: и по жесткости, и по содержанию извести. Унитазы приходится менять каждые 2-3 года, а стиральные машинки ‑ через 5 лет.

- Пойдемте у нас голову помоете под краном. И сразу все поймете с этой водой! - наперебой кричат жители. - Даже в лаборатории у прибора не хватает шкалы жесткости на нашу воду! А фильтры от нее за неделю ломаются.

Исток фекалий в Суворощь

Что касается очистных, то в отличие от Октябрьского в Лукново их очертания еще живы. Местные проводили нас к ним. Кирпичный остов здания управления, четыре до сих пор существующих бассейна ‑ все на месте. Вот только все давно засорилось и не используется. Бассейны заросли кустами. Пока фотограф снимал в низине фекальные стоки в речку Суворощь, местные - предприниматель Александр и пенсионер Вадим Федорович - проводили меня к истоку этих потоков. Фекальные канавы идут прямо от заборов. Весь этот поток течет в речку Суворощь. А Суворощь, в которой когда-то местные купались и ловили рыбу, впадает в Клязьму. А дальше - в Оку и Волгу.

Ирина, жительница Октябрьского, доехавшая с нами до Лукново, завидует соседям:

- Ну, у них это хоть далеко от домов. А у нас то же самое прямо в поселке.

Местные предсказывают: Суворощь в конце концов засорится окончательно. Тогда все это хозяйство на низовом лугу будет откладываться. И саркастично предлагают «расширить и углубить» Суворощь, чтобы еще лет на двадцать ее под фекалии хватило...

Люди имеют право на сарказм: за воду они платят 33 с лишним рубля за куб, за водоотведение, которого, как и в Октябрьском, здесь нет, - по 44 с лишним рубля за куб.

- Почему деньги с нас берут, как за нормальную воду и как за существующую канализацию? Мы же фактически оплачиваем своими деньгами экологическое преступление!

«Нет у нас Совета!»

Когда в очередной раз прозвучало название УК ООО «ЖЭК «Никологоры», людей прорвало:

- За все платим, а толку никакого!

- Так смените компанию, ‑ наивно советую я.

- А на кого? Нет других претендентов...

- К главам поселковой администрации, района обращались?

- Это путь в никуда. Приезжают. Руками разводят. И все. Лопухов все знает. Говорит, что Лукново - его вторая родина. Но ничего для нее не делает. Дорогу вот, правда, на той неделе поделали немного… Вы лучше вот что: передайте Светлане Юрьевне Орловой, что мы ее в гости приглашаем! Пусть посмотрит, как мы мыкаемся! А мы ее с самоваром и пряниками встретим! Только передайте!

Обещаю, что передам, хотя бы посредством репортажа. Спрашиваю:

- Когда коммуникации в поселке последний раз ремонтировались?

- Никогда.

- А когда их строили?

- В 70-е годы прошлого века. Они работали, когда работала наша ткацкая фабрика имени Энгельса, на которой все мы по 40-50 лет отпахали. А сейчас она, как и та, что в Октябрьском, ‑ Сталинград после бомбежки.

А еще люди недоумевают, почему в Никологорах уличное освещение есть, а в Лукново ‑ нет? Мол, страшно выйти после заката. Даже около памятника темно. Говорят также, что работникам местного клуба медаль надо дать: они уже несколько лет зимуют там без отопления.

- Ну а в местный Совет со своими проблемами обращались? - спрашиваю.

- Некуда обратиться, - наперебой говорят люди. - Совет наш, можно сказать, не существует. С народом надо разговаривать, а не отсиживать в поселковой администрации. Ничего полезного от них!

Не исключаю, что все так и есть. По крайней мере, после прошлой публикации ни один из депутатов МО Октябрьский не позвонил в «ВВ». Ни у кого не возникло желания обсудить ситуацию или хотя бы поскандалить. Полное равнодушие! Лопухов, по крайней мере, выдал хоть какую-то реакцию. А от поселковых депутатов ‑ тишина! И правда: для чего они нужны?

Рекомендовано потерпеть?

Местная жительница Надежда провела нас взглянуть на двор своего дома на Фабричной, 15. Тут по заявке удаляли переросшие деревья. Что за организация пилила, я не поняла, но содрали с людей по 5 тысяч за дерево. При этом все ветви побросали на месте, оставили не выкорчеванные пни высотой с этаж жилого дома. Так что теперь тут артобъект из суперпней. Надежда демонстрирует нам два подъезда: в своем женщина устроила некое благоустройство (покраска и обивка стен). В другом ‑ кошмар и ветхость. Недавно с разваливающейся стены слетел кусок кирпича и едва не угодил в голову местной пенсионерке. Надежда в месяц за текущий ремонт платит без малого 300 рублей. Но все делает сама. При этом косметические припарки не помогают ‑ дом мокнет, чернота пробивается сквозь краску.

В двухэтажке несколько заброшенных квартир. Они все раскрыты нараспашку. Их регулярно в дожди затапливает. А если какой бродяга зайдет и надумает разжечь костер, ничто эту хибару не спасет.

Соседи Надежды добавляют:

- На нашем доме долги растут, а за что? Никто ничего не делает. Гвоздь забьют ‑ припишут десять. Пишут, что привезли песок, который нам не возили. За воду платим, как за

питьевую, а ее и в унитаз смывать нельзя.

На стихийном митинге местные кричали в голос:

- Сколько можно платить - и ничего взамен?! Весь их сказ ‑ денег нет!

Еще один дом (Фабричная, 3) нам показали уже перед отъездом. Он тоже древний и тоже держится на личных усилиях жителей, ставящих заплатки то тут, то там. Но с этим домом полный трэш: в нем нет туалета. Совсем. Даже во дворе. Как нам эмоционально рассказали жители, на все просьбы возвести им хоть что-то ‑ пусть даже во дворе, замглавы местной администрации Дмитрий Хохлов якобы ответил им:

- Ну вы же говорили, что в огород ходите! Потерпите!

В этом доме № 3 на Фабричной последний ремонт был в 1966 году. Но люди тут платят по нескольку сотен рублей (я сама видела платежки ‑ 580 целковых с квартиры) за текущий ремонт, при этом делают все сами: пытаются цементировать фундамент, подлатывают гнилые полы и стены. В плане капремонта этот дом указан на 2040 год, по крайней мере, по словам жильцов. На сайте регионального Фонда капремонта данных об этом доме нам найти не удалось. В фонде пояснили:

- Если вы не нашли информацию о доме, значит, ваша управляющая компания не разместила этих сведений на нашем сайте.

В общем, очередной привет ООО «ЖЭК «Никологоры».


Однако!

Развалины нараспашку

Проход на старую разваливающуюся и опасную фабрику в Октябрьском по-прежнему нараспашку. В прошлый раз глава сельского поселения Вера Лапина сказала, что собственников у этого объекта два. По словам жителей, им озвучили - якобы собственников 17 человек. Но порядка от количества владельцев не прибавляется.

Еще одно недоумение жителей - хоккейная коробка в центре поселка, построенная на деньги нефтяников (за разлив нефти в свое время они выплатили поселку 10 миллионов компенсации ущерба). У людей два вопроса, на которые они не получают ответов. Первый: почему бы не заасфальтировать эту площадку, чтобы использовать для детского спорта и летом? Второй: стоит ли 1,2 миллиона простенькая, огороженная горбылем и сеткой площадка, покрытая щебнем и асфальтовой крошкой?


Вместо резюме

Мы понимаем, что тяжело управлять территорией при ограниченных ресурсах. Но брать с людей плату за отсутствующие услуги - неправильно. Неправильно сидеть на зарплате в администрации или в УК лишь для того, чтобы говорить: «нет денег». Для этого достаточно автоответчика. А вот рассказать землякам, своим избирателям, что местные власти сделали для того, чтобы деньги были - слабо?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…