20 мая 2015 в 18:47

Бюджет-2015: коррекция неизбежна

Секвестр федерального бюджета в этом году - 2,3 трлн рублей. Озвучив на днях эту цифру, замдиректора Владимирского филиала РАНХиГС кандидат экономических наук Александр Илларионов солидарен с правительством: социалка при этом однозначно не пострадает. Так на чем сэкономим? Ответ на этот вопрос интересен прежде всего в разрезе региона. Бюджет Владимирской области власти скорректировали вслед за федеральным.

Приоритетам страдать не придется
Председатель областной Счетной палаты Ирина Тулякова изменения в бюджете называет масштабными, но напоминает, что еще при подготовке заключения СП на проект главного финансового документа года звучало: с учетом экономической ситуации изменений не избежать.
Председатель бюджетного комитета областного ЗС Максим Васенин подтверждает: необходимость корректировки была понятной еще в начале года.
Большая часть поправок - вынужденная, но эксперты единодушны - приоритеты не пострадают. А они ‑ это уже упомянутая социалка (в области с 1 января проиндексированы все виды социальных выплат) и реальный сектор экономики. Последний благодаря росту безвозмездной помощи из Федерации на 2,4 млрд (с сопоставимым региональным софинансированием) получит гораздо больше денег. Львиную часть этого прибытка отправят на дорожное хозяйство ‑ 972,8 млн (плюсом к 4 млрд руб., запланированным ранее).
На 337,4 млн больше средств достанется АПК (плюсом к 2,6 млрд). 172,5 млн ‑ малому бизнесу, в придачу к плановым 294 млн. Еще 213,2 млн добавят к плановым 8,7 млрд - в здравоохранение региона, 181,9 млн ‑ в образование (в придачу к плановым 11,4 млрд)...
Аэродром отложили,
зарплаты сократили
У нашей области один из самых низких в ЦФО дефицит бюджета (и верхний предел госдолга) и традиционно лидерские позиции в рейтинге регионов по качеству финансового управления. Отклонения от исполнения бюджета у нас - не более 1 процента. Завкафедрой финансов филиала РАНХиГС Татьяна Старикова называет это идеальным показателем.
Секвестр федерального бюджета лишает нашу область 203,2 млн рублей субвенций и 683,3 млн субсидий. Связано это с приостановлением ряда федеральных программ и переносом сроков их реализации на посткризисный период.
- Из-за этого, например, - констатирует первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин, - отложена (но не отменена) реконструкция аэродрома Добрынское. ЗАГСам единую субвенцию сократили на 10 процентов. Другая важная статья экономии ‑ отказ от индексации зарплат госслужащих и сокращение на 10% зарплат руководителей органов госвласти (в т.ч. губернатора и председателя ЗС).
Важный момент: госслужащие - это не только чиновники «белого дома», но и сотрудники всех федеральных и правоохранительных структур в регионе, работники воинских частей и вузов. Около половины трудящихся области получают зарплаты из бюджета, и из-за отмены индексации у одних и сокращения зарплат у других поступления НДФЛ в этом году вырастут меньше плана ‑ на 4%, а не на 8%. И то - за счет реального сектора экономики, где фонд оплаты труда в целом пока не падает.
На чем основан наш бюджетный оптимизм - ведь ждем пусть меньшего, но роста, хотя экономика в кризисе и покупательный спрос падает? Кузин считает, что наше счастье ‑ наличие в региональной промышленности сектора ВПК. Наша оборонка - это больше 20 крупных и средних предприятий. Все они сейчас активно отрабатывают большой госзаказ. Точных его объемов по понятным причинам никто не скажет, но плюс в ВРП ‑ это во многом их заслуга.
Развивается и сотрудничество с госкорпорациями. Заказы от «РЖД» после инициированных Светланой Орловой совещаний в Муроме уже получили десятки наших больших и малых предприятий. Вот налоговые доходы и растут ‑ в январе-апреле на 5,3%.
- Оборонка выросла, а какие-то
отрасли упали. Но мы говорим в целом и адекватно оцениваем ситуацию в экономике, - говорит Кузин. - Надо четко понимать: прогноз социально-экономического развития формируется в сегодняшних условиях. А они могут меняться.
Ирина Тулякова замечает: даже с коррекцией основных параметров надо подходить к плану по доходам осторожно. По ее оценкам, пока план доходов у нас исполним на 98%. А значит, главным администраторам бюджетных средств надо настраиваться на экономный подход к расходам, потому что не исключено ‑ придется вносить в бюджет новые поправки...
Пока же выгадать на простых мерах экономии удастся даже больше, чем 886,5 млн сокращенных субвенций и субсидий. Расходы областного бюджета планируется сократить аж на 1,5 млрд. В итоге дефицит бюджета снизится с 3,4 млрд до 2,5
млрд рублей.
Снижение дефицита ‑ это тренд. К этому президент призвал все регионы. Кузин верит, что к 2018 году бюджет области можно сделать вообще бездефицитным.
У муниципалов
все спокойно
От поправок в бюджете практически не страдают муниципалитеты. Хотя дефицит бюджета (а значит, и расходы) и они сократили, но всего - на 180 млн. Уже третий год подряд темпы роста доходов бюджетов муниципалитетов превышают темпы роста регионального бюджета. Во-первых, область не сокращает финансовую поддержку ОМСУ. Во-вторых, им повезло с местными налогами: на землю, на имущество и т.п. Кузин называет эти налоги «не мобильными», т.е. не зависящими от экономической ситуации. В отличие от федерально-регионального налога на прибыль, падающего в кризисы, налоги за участки и недвижимость стабильны, как скала.
- Другое дело, - замечает Кузин, - что в кризисы может расти недоимка. Она и растет. Как, впрочем, и объемы налоговых доходов. Но недоимка - это все равно не полученный доход, который придет позднее.
Тем вероятнее придет, если это недоимка физических лиц. С юридическими сложнее. Они могут обанкротиться, и тогда их недоимка перейдет в разряд безнадежной и будет списана по суду. Порядка 30-40% недоимки безнадежны.
Впрочем, ее размер для каждого муниципалитета ‑ величина относительная. Скажем, для Камешкова с его крохотным бюджетом недоимка в 100 млн выглядела бы колоссальной, а для Владимира ‑ пустяком, который при солидной налоговой базе областного центра легко ликвидировать.
- Весь вопрос в качестве администрирования. То есть в действиях самих муниципалов, - говорит Вячеслав Павлович. - Если у меня пять соток земли в саду, то я как житель никуда их не дену и налог все равно заплачу. Если злостно не плачу ‑ значит, плохо меня понуждают.
Аккуратно и вовремя администрировать налоги - в интересах самих муниципалитетов. Потому что при выравнивании бюджетной обеспеченности расчет идет от оценки налогового потенциала, а не от поступивших по факту налогов. А налоговый потенциал включает в себя и недоимку. Так что недобрать налоги ‑ значит, обездолить свой же бюджет. Некоторые муниципалы без такого побудительного мотива работать просто не могли.
А вот нюанс пока нерешенный. О нем говорит Ирина Тулякова. Некоторые муниципалитеты сами загоняют себя в яму, вовремя не отражая в бюджетах кредиторскую задолженность (например, в Пенсионный фонд). Без этого ее нечем гасить. В итоге некоторые сейчас вносят платежи за прошлые годы деньгами нынешнего бюджета. А это как минимум - нецелевое использование средств.
Максим Васенин говорит, что к таким МО надо применять меры бюджетного принуждения. Тулякова с ним согласна. А Кузин добавляет:
- Вся ситуация возникла из-за расхождения правового статуса учреждений и норм Бюджетного кодекса. Нужно вернуться к старой бюджетной отчетности в том числе учреждений. Иначе мы теряем их из вида и теряем ситуацию, которую могли бы в зародыше давить. Как бы то ни было, эти долги не простятся, но реструктурировать их можно.

Конкретно
Если можно сокращать расходы, то зачем мы их такими вообще планировали? Сразу бы экономили. Приводим мнение первого
вице-губернатора Вячеслава Кузина:

- Отпавшие неэффективные расходы на самом деле не очень большие. Но по копейке поскрести - получается неплохо. Сэкономить на торгах. Эффективнее к чему-то подойти. От каких-то расходов отказаться. Конечно, бывает «нарисованная» экономия, но с этим мы боремся. К примеру, собирается бюджетная организация машину купить, закладывает миллион. А покупает за 700 тысяч. Не знали цен? Или хотели, чтобы 300 тысяч числились экономией? На случай подорожания желаемой машины? Подорожает ‑ купите другую. Переходите на «Жигули», если не хватает на «Мерседес». Но если так вот сэкономил, не ставь это себе в заслугу.
Замечу, сокращение дефицита между получателями бюджетных средств будет распределяться равномерно. В соответствии с долями отраслей в бюджете. Если 25% расходов бюджета занимает одна отрасль, то и 25% всего дефицита падает на нее. Так же и в случае сокращения дефицита.

ЦИФРЫ
Ожидаемые итоги социально-экономического развития в 2015 году: ВРП - 379,6 млрд рублей; инвестиции в основной капитал ‑ 74,26 млрд рублей; прибыль прибыльных организаций ‑ 51,9 млрд рублей; фонд зарплаты работников ‑ 125,5 млрд рублей

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…