25 марта 2015 в 19:11

Война и мир Петра Яценко

Петр Моисеевич Яценко - кадровый офицер, фронтовик. Мудрые глаза, словно смотрящие сквозь время, широкий кругозор, интеллигентность… На его долю выпало немало фронтовых испытаний, и после войны - служба, трудная и повседневная работа над собой и во благо людей. Не только для своей семьи, но и для очень многих владимирцев полковник Яценко ‑ образец офицерской чести. Сегодня, 26 марта, ветерану исполняется 95 лет. Его долгая насыщенная жизнь - достойный пример для подражания и слепок эпохи.

Крестьянский сын
Петр - младший из пятерых детей житомирских крестьян Мусия и Христины Яценко. Семья большая, быт непростой. Но отца, отслужившего в Красной Армии, соседи уважали. Даже на свадьбах драться при нем стеснялись. И свои дети его слушали, дисциплину соблюдали, не капризничали по пустякам, росли помощниками. Детство Петра Яценко в селе Почуйки ‑ маленькая хатка-мазанка с красным углом да большое хозяйство: две лошади, три коровы и огород на три гектара.
- Скотину надо было кормить и самим кормиться. Там, где кончался огород, был луг, на котором косили траву. И я косил, как только подрос. Село стояло в степи, деревьев мало - не у каждого дома росли. Вишневых садов не было, леса не было. Выйдешь за околицу - до соседнего села 15 километров степи, - вспоминает Петр Моисеевич.
Но даже усердный труд не спасал от голода. Не все члены семьи Яценко пережили печально известный голодомор.
- Больше всего страдали дети. В нашей школе был жуткий случай ‑ родители съели сына с дочерью, - рассказывает ветеран.
После окончания «семилетки» в родном селе Петя продолжил учиться в семи километрах от дома. Вставать приходилось в шесть утра и до школы бежать босиком - обувь берегли.
Щеголь-курсант
Кем быть во взрослой жизни, Петр долго не думал ‑ парня привлекала военная карьера. В родных Почуйках жило несколько семей офицеров, и мальчишка часто заглядывался на их мундиры. Да и учиться «на военного» надо будет не где-нибудь, а в цветущем Киеве! В военное училище крестьянский сын сдал экзамены без труда. Сказалась отцовская наука ‑ к любому делу надо относиться добросовестно, и работать, и учиться так, чтобы потом не краснеть от стыда.
В 1938 году Петр Моисеевич стал курсантом военного училища.
- Мундир шерстяной, сапоги хромовые. Я когда в первый отпуск в село приехал, так все сбежались посмотреть, каким щеголем Петька Яценко из Киева явился. Да и уважение тогда к армейской форме и армии было колоссальным, - вспоминает полковник Яценко.
В числе лучших выпускников Петра Моисеевича направили на финскую войну. Только добрались до Выборга - война закончилась. Лейтенант Яценко вернулся в училище на должность командира взвода. В 1940-м училище передислоцировали в Ярославль. Там и застало офицера начало Великой Отечественной войны.
«Мы их колотили…»
- Было воскресенье, и мы, молодые офицеры, пошли в театр. После спектакля зашли в ресторан, а тут тревога - началась война! В тот же день меня и еще 11 лейтенантов направили в тогда еще незнакомый Владимир. Начал службу во вновь сформированном училище заместителем командира 6-й минометной роты, - вспоминает Петр Моисеевич.
Через четыре месяца Яценко отправили в Рязанскую область. Сама Рязань не была занята фашистами, но к ноябрю 1941 года передовые части противника оказались в 30 километрах от областного центра. В начале декабря войска Красной Армии перешли в контрнаступление. Один из военных эпизодов того времени память ветерана хранит до сих пор: в стогах и копнах были обнаружены тела немецких солдат в летнем обмундировании - целый отряд замерз насмерть.
Спустя несколько дней пришел приказ ехать в Москву. Во вновь сформированной части Яценко получил должность заместителя командира отдельного батальона.
- Это уже был 1942 год. Нас отправили на Западный фронт бить немцев. Мы их колотили, они нас колотили - война, - рассказывает Петр Моисеевич.
В том же 1942 году старший лейтенант Яценко получил тяжелое ранение. Лечился в госпитале в Москве. После выздоровления - служба в штабе командующего округом.
В 1943 году, когда немцы были уже далеко от столицы, молодого офицера отправили в Смоленск. Здесь произошла судьбоносная встреча Петра Моисеевича с любовью всей жизни - будущей супругой Антониной. К тому времени девушка только окончила Медицинский институт имени Вишневского по специальности врач-хирург. Во время войны молодые люди писали друг другу письма, а свадьбу сыграли уже после Победы.
Война кончилась!
Весной 1945-го майор Яценко был в Восточной Пруссии, штурмовал Кенигсберг, Данциг, участвовал в операции на косе Фрише-Нерунг (Балтийской).
- Оборона немцев была очень сильной. Когда мы подошли к городу Данцигу, то буквально наткнулись на стену из стотонных танков, стоявших бок о бок сплошной стеной. Ничего, и эту оборону преодолели. На самой косе не было мирных жителей, а в дачах там квартировали немецкие солдаты. Так что любого, кто пытался уплыть, например, на лодках, мы расстреливали. Тяжело далась нам эта коса, очень тяжело, - задумчиво произносит ветеран.
Но, несмотря на трудные бои, на гибель товарищей, все чувствовали, что война скоро кончится.
- Я услышал по радио: «Внимание! Внимание! Война кончилась! Кончилась война!» Побежал к командиру дивизии: «Товарищ полковник, кончилась война!» Он подумал, что я пьяный, и не поверил до тех пор, пока сам радио не услышал, - рассказывает ветеран.
В военном билете Петра Моисеевича последним днем участия в войне значится великая дата 9 мая 1945 года. Но на косе Фрише-Нерунг ему пришлось остаться до конца 1945 года - пока территория не была передана Польше.
Снова во Владимир
После учебы в военной академии имени Фрунзе в Москве Яценко получил новое назначение - во Владимир, но потом офицера снова перевели. Некоторое время молодая семья (к тому времени у Петра Моисеевича и Антонины Ивановны родился первенец) жила в Шуе. А в 1961 году, уже с третьей попытки, Яценко окончательно поселились во Владимире.
- Назначили меня военным комиссаром Владимира. Пришел я к председателю горисполкома Дуничеву, попросил помочь с жильем. Нашли для моей семьи очень хорошую и большую квартиру, сделали ремонт, купили мы мебель и стали жить. Здесь у меня родился второй сын Владимир, - рассказывает полковник.
Вопросами призыва во Владимире Петр Моисеевич руководил вплоть до 1973 года. Но и после выхода в отставку дома не сидел - вел активную партийную работу, был секретарем парткома треста «Оргтехстрой».
- Хоть я и не коренной владимирец, этот город очень полюбил за то, что здесь выросли мои дети, за то, что здесь я прожил счастливую жизнь со своей супругой Антониной, - говорит Петр Моисеевич.
На пенсии военные обязанности полковника сменили поездки за грибами, садоводство, чтение книг. До последних дней жизни любимой Антонины Ивановны, которой не стало в 2003 году, нежно и трепетно Петр Моисеевич заботился о ней и был благодарен за каждый день, прожитый вместе.
Выросли дети ‑ старший Александр живет во Владимире, воспитал двоих сыновей и сам уже стал дедом. Младший Владимир давно переехал в Москву. У него две дочери и четверо внуков. И несмотря на разницу в возрасте и интересах, для каждого члена этой большой семьи самым любимым человеком и главным авторитетом остается Петр Моисеевич Яценко. В день его 95-летия родные люди по традиции соберутся за большим столом и вместе с пожеланиями здоровья, бодрости и оптимизма загадают еще одно желание ‑ обязательно отметить вековой юбилей дорогого фронтовика.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 21:50 Владимирские депутаты отдали «Дом-утюг» под факультет медуниверситета
Депутаты СНД города Владимира на заседании 24 апреля проголосовали за безвозмездную передачу Правительству региона помещений в скандально известном «Доме-утюге» на пересечении Горького и Мира. Здание с современной планир…
вчера в 18:31 Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…