18 февраля 2015 в 18:25

Не молния ли это, сброшенная с неба?

Нигде больше в мире так, как в России, конную упряжку - тройкой лошадей - не запрягали. Но уникальность русской тройки ‑ не в том, что в запряжке три лошади. Тройка ‑ это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Центральная лошадь в тройке (коренник) обычно идет быстрой рысью, а боковые лошади (пристяжные) скачут галопом. Механизм тройки работает так: идущего широкой размашистой рысью коренника как бы несут на себе, придают дополнительную скорость скачущие галопом пристяжные. Они пристегнуты к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади поддерживают высокую скорость и медленнее устают. За счет этого достигается очень высокая скорость езды ‑ до 50 километров в час. Собственно, русская тройка и была придумана именно для этого ‑ для быстрой езды на длинные расстояния...

Возрождение лошадиной силы
Россия ‑ это вам не карликовая Дания. Тут из Петербурга в Москву доехать ‑ что всю Европу пересечь. А если вам в Казань или за Урал...
Русская тройка за 200 с лишним лет стала символом России, и уж простите, читатель, тут без Николая Васильевича Гоголя никак не обойтись. Помните, это из «Мертвых душ» (том 1, глава 11): «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!..».
...Но вот, показалось, пришла эпоха глобализации и моторов. И где в этой эпохе место русской тройке и лошади вообще? До них ли, когда грузы возят поезда и фуры, поля пашут трактора, в атаку ходят танки, а землю удобряет не экологически чистый навоз, а какой-нибудь «фосфат калия»?
Да и время стало какое-то чересчур утилитарное: только рынок и ничего личного. Товар - деньги - товар. Ты мне ‑ я тебе. «Что я с этого буду иметь?» и все такое.
Но вот что я вам скажу. Есть в числе прочего «неутилитарного» такая штука, как народный дух и национальная традиция. Наверное, без них прожить можно ‑ но без них какая жизнь? Как жить без восторга и радости? Это не жизнь, а существование. Каждая утраченная традиция ‑ это кусочек, отрезанный от нашей общей русской души, еще одна оборванная ниточка нашей связи с предками.
В нашем случае счастливо сошлись и совпали широкая русская душа губернатора Светланы Орловой и тысячелетнее уважение к традициям англичанина Джона Кописки.
Одной крови
Фермер Джон Кописки говорит про себя:
- Я новый русский, слава Богу!
Новый русский он не в смысле богач-нувориш, а в том смысле, что он в последнее время живет и работает в России, предпочтя нашу страну родине - Англии.
Говорят, Джон был вторым англичанином после знаменитого разведчика Кима Филби, который получил российское гражданство. Указ об этом еще в 1990-х подписал президент Борис Ельцин, который лично и вручал Джону российский паспорт. Кописки уехал из Англии в Россию в 40 лет. Женился на русской женщине Нине. Принял православие. Поднял ферму в Рождестве ‑ там у него «мясной департамент». Проект «Богдарня» - тут поначалу делали сыры. Сыр тут и сейчас делают превосходный, но «Богдарне» тесно в рамках, она постепенно вырастает в отличного уровня центр агротуризма.
Но английские корни никуда не денешь. Как истинный англичанин, Кописки не может не любить лошадей. Что такое для англичанина кони и конный спорт ‑ да хоть у Дика Фрэнсиса почитайте.
Вот это вот его английское совпало с русским характером Светланы Орловой. Став губернатором Владимирской области и оглядевшись, среди множества застарелых проблем региона Светлана Юрьевна обратила внимание и на бедственное положение нашего славного когда-то лошадиного бренда ‑ владимирского тяжеловоза. И пообещала: спасем, сгинуть не дадим! Эта красота и мощь должны жить и радовать людей. Традиция не умрет, потому что иначе умрет частичка нашей души!
Будьте уверены: у Орловой не один владимирский тяжеловоз на уме. Сотни и тысячи более актуальных и сложных вопросов, цена которым порой ‑ жизни и судьбы полутора миллионов людей. Но есть у Орловой один дар, которому ни в одном университете не научат: находить единомышленников, сколачивать команду увлеченных и деятельных соратников. Так решаются и движутся все вопросы.
Знаки
Тот же владимирский тяжеловоз... Инвестиции в конюшни, селекционная работа, высокая поддержка ‑ это все нужно, это все здорово. Но очевидно, что нужна и пропаганда породы, внимание к ней публики. Шоу, одним словом, которое, как известно, «must go on».
А почему бы не объединиться с «Богдарней» и не начать проводить турнир «Владимирский тракт» для экипажных и верховых лошадей? Так благодаря инициативе губернатора Орловой и Джона Кописки впервые в истории современной России в XXI веке возродились старинные русские традиции экипажной езды.
А мы напомним: Владимирская область имеет самое прямое отношение к возрождению русской тройки. В послевоенные годы, в 1954-м, именно Владимирская ГЗК собрала тройку орловских рысаков, получивших награды ВДНХ. Великий лошадник Владимир Фомин стал «королем русской тройки», и именно при Орловой он был удостоен звания «Почетный гражданин Владимирской области». А его дочь Ольга Владимировна стала советником губернатора по возрождению породы владимирских тяжеловозов.
Все это ‑ знак того внимания, которое Орлова уделяет коневодству, сохранению и развитию владимирских тяжеловозов. «Лошади России ‑ это наше национальное достояние, часть нашей истории, и мы не имеем права это утратить», - в свое время говорила Орлова, и, судя по всему, слова ее не расходятся с делом.
Сердце и крылья Родины
Проект «Владимирский тракт» - часть этой большой, непростой, но очень благородной работы. А тут подоспело очередное решение Светланы Юрьевны - на турнир было выделено 5 миллионов рублей. Это моментально подняло и планку турнира, и создало мощный генератор развития местного туризма, фермерства, бизнеса в Петушинском районе.
Нигде больше в России нет подобного турнира, где тесно переплетены шоу, спорт, история, традиции.
Надо ли говорить, что руководитель «Богдарни» Джон Кописки и вице-губернатор Михаил Колков подъехали к главной трибуне на тройке из владимирских тяжеловозов...
- Это мой долг и вызов - вернуть славу столицы русских троек Владимирской области, - сказал «ВВ» Джон Кописки. - Формат состязания таков, что он позволяет максимально раскрыть красоту исконно русской запряжки.
Ему вторит вице-губернатор Михаил Колков.
- Русская тройка ‑ это символ нашей страны. Коренник символизирует ее сердце, пристяжные ‑ крылья. Мы считаем своим долгом вернуть славу русских троек, возродить старинную зрелищную русскую забаву, сохранить традиции нашей земли. От лица губернатора Светланы Орловой поздравляю всех с этим праздником! - сказал он, открывая турнир и показывая всем кубок, специально изготовленный по просьбе губернатора на возрожденном хрустальном заводе в Гусь-Хрустальном.
Колков ‑ а следом многие ‑ увидели глубокий смысл в том, как тут сошлись два «возрождения». И до владимирского тяжеловоза никому до Орловой дела не было, и до хрусталя. Все лишь разводили руками: мол, ничего не поделать. Таковы реалии сегодняшнего дня. А Орлова сотоварищи не подстраивают жизнь под «реалии» - они сами их создают.
Скользя по утреннему снегу...
И вот 14 февраля мы в деревне Крутово Петушинского района. Агротуристический комплекс «Богдарня» - здесь. Здесь же и был впервые разыгран Кубок губернатора Владимирской области «Большой Владимирский тракт» для русских троек. Его организаторы - администрация Владимирской области, АТК «Богдарня» и центр русских троек «Наследие».
Парад, фигурную езду для экипажей всех видов, санный паркур, бега взапуски собрались посмотреть несколько сотен человек. Огромное число детей ‑ тут для них вообще сказка и раздолье. В протоколах соревнований заявлено 27 конников из Костромской, Московской, Тверской и Владимирской областей. Нашу область представляли клубы «Сельхозпредприятие» и «Рублевские зори», дебютировавшие в экипажной езде. Кроме того, еще от «Богдарни» выступали мастер-наездник, неоднократный победитель и призер чемпионатов России по русским тройкам Василий Минчев и специалист по упряжной езде Алексей Гриценко. Они выступали на турнире на тройках АТК «Богдарня» - владимирских тяжеловозах и вятках.
После нескольких часов соревнований определился обладатель Гран-при. Кубок губернатора Владимирской области «Большой Владимирский тракт» работы гусевских мастеров
уехал в Москву. Его выиграл семикратный чемпион России по гонкам на русских тройках Александр Панков с Московского конезавода...
И снова Гоголь, о тройке и о Руси: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
44 минуты назад Минобороны наградило жительницу Гусь-Хрустального района медалью «За помощь и милосердие»
Награду Лидия Георгиевна Немкова, жительница поселка Иванищи получила 8 мая в Москве, сообщает пресс-служба правительства Владимирской области. Она представляет родной район в региональном комитете семей воинов Отечества…
сегодня в 09:55 Руководители Владимирской области поздравили земляков с Днем Победы
Губернатор Александр Авдеев, спикер Заксобрания Ольга Хохлова и главный федеральный инспектор Сергей Мамеев опубликовали поздравление с одним из самых значимых в истории России праздников.