16 декабря 2014 в 19:46

Реставрация здравого смысла

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Жители Владимира, любящие старину, свой чудесный город и наши великие памятники, в массе своей должны были впасть чуть ли не в панику. Ну как же - 4 декабря общее собрание акционеров АО «Владспецреставрация» приняло решение о ликвидации общества. А после того как сотрудники АВО разъяснили позицию «белого дома» по этому поводу, в интернет-просторах областную власть фактически обвинили ни больше ни меньше как «в развале и уничтожении владимирской реставрационной школы». «ВВ» попробовали разобраться в ситуации. И очень скоро нам стало очевидно, что за эмоциональными и жуткими обвинениями в адрес «чуждых Владимиру варягов» стоит лишь бездна самомнения и амбиций, которые не подтверждаются в последнее время серьезными реальными достижениями.

Тень и плетень
Должно ли государственное предприятие быть эффективным? Мы считаем, что да. К слову, и все без исключения оппоненты региональной власти тоже так считают. Но только тогда, когда дело не касается их самих.
Закон рынка, равно как и профильный федеральный закон - на стороне собственника: он почти в любой момент может сделать со своей собственностью все что угодно. Естественно, выполнив все предусмотренные законом процедуры.
В данном случае собственник решил, что АО «Владспецреставрация» работает неэффективно. Об этом свидетельствуют многочисленные документы, в том числе результаты проверки Счетной палаты (копия имеется в редакции).
Сто процентов акций АО «Владспецреставрация» принадлежат администрации Владимирской области, и, в принципе, уже здесь можно было бы ставить точку.
Но в АВО прекрасно понимают, что закон только тогда принимается обществом, когда общество считает этот закон справедливым. В АВО стараются любые серьезные решения принимать лишь только после серьезных и профессиональных консультаций со специалистами отрасли, учитывать все мнения экспертного сообщества, выбирая из них оптимальное, ориентированное на максимальную защиту интересов всего региона.
Так что сотрудники «белого дома», комментируя ситуацию с ликвидацией «Владспецреставрации», опирались отнюдь не на «заведомо ложную информацию», как утверждает бывшее руководство предприятия «Владспецреставрация», а прежде всего - на мнение уважаемых и авторитетных представителей той самой владимирской реставрационной школы, которую они, власти, якобы вознамерились «уничтожить», а также на мнение одного из крупнейших заказчиков таких работ - сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В распоряжении редакции «ВВ» имеется текст открытого письма группы художников-реставраторов Владимира. Среди подписантов: химик-технолог, художник-реставратор первой категории (стаж 46 лет) Л.П.Балыгина, художник-реставратор высшей квалификации (стаж 42 года) О.М.Ревин, художник-реставратор первой категории (стаж 44 года) А.В.Запатрин, художник-реставратор первой категории (стаж 39 лет) В.И.Некрасов, художник-реставратор первой категории (стаж 38 лет) А.Н.Синяков и еще семь известных специалистов. Письмо объемное, но тезисно мы все же приведем его основные мысли.
Эти специалисты беспокоятся, что у читателей некоторых материалов о ликвидации АО «Владспецреставрация» может сложиться мнение, что ликвидация общества повлечет за собой полное уничтожение всей реставрации во Владимирской области (на это, скорее всего, и был расчет ее бывших руководителей. - Прим. авт.).
«Однако это далеко не так», - утверждают подписанты. Более того, эти уважаемые люди уверены: «То, что администрация (области. - Прим. авт.) решила закрыть предприятие, которое практически не работает, а живет за счет арендаторов, совершенно правильное и верное решение. Нельзя иметь в областном центре несколько реставрационных предприятий, которые берут лицензии, используя наши же документы (такие факты уже вскрывались, и нас многих уже вызывали в УБЭП, где мы видели т.н. «свои» подписи в этих документах), а затем пытаются выиграть торги».
А одна из подписантов Открытого письма Людмила Порфировна Балыгина еще в 2009 году прямо обвиняла экс-директора «Владспецреставрации» Александра Скворцова в развале и упадке владимирской реставрационной школы («АиФ-Владимир» № 51 за 2009 год).
Она и сегодня не отказывается от своих слов. Она считает, что владимирская реставрация отнюдь не погибла, но успешно существовать дальше и развиваться она может и должна только в условиях одной большой мастерской.
В архиве «ВВ» - десятки подобных заявлений. А еще мы участвовали во встрече представителей АВО с владимирскими реставраторами и работниками Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мы собственными ушами слышали их вердикт: решение АВО о ликвидации «Владспецреставрации» абсолютно правильное, и более того - давно назревшее.
«Что это вы тут делаете, а?»
Бывший заместитель генерального директора «Владспецреставрации» Роман Леонов назвал аргументы представителей АВО в пользу ликвидации предприятия «ложными».
Ну хорошо, допустим, что мы можем проигнорировать мнение уважаемых экспертов отрасли, единодушно одобривших эти «ложные» аргументы. Давайте предположим, что все они как один просто завидуют успехам и талантам коллег из «Владспецреставрации».
Но уровень таланта и успеха - вещь эфемерная и субъективная. Еще никому не удалось измерить его на аптекарских весах. А потому окунемся в бухгалтерию, штатное расписание и прочий скучный мир, определяющий ту самую эффективность работы, к которой, как мы в самом начале статьи установили, должно стремиться любое предприятие. В том числе и предприятие со стопроцентной государственной собственностью.
Перед решением совета директоров ликвидационная комиссия подготовила информацию о деятельности АО «Владимирское специальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация». Фиксируем цифры на момент проверки.
Штатное расписание организации предусматривает 46 единиц, а числятся трудоустроенными 19 человек. Более того, по основной профессии работают всего шесть специалистов.
С кадрами тут вообще интересно.
Во-первых, лишь в 2014 году из «Владспецреставрации» уволились 10 сотрудников, в том числе два реставратора, один художник-реставратор, четыре архитектора и электрик. Может, это были пьяницы и лодыри? Или, как их называет бывшее руководство «Владспецреставрации», - «иждивенцы и хапуги»? Да нет, они в массе своей устроились во «Владимирреставрации», где их услуги оказались востребованы. Но разве такая текучка подтверждает здоровую и творческую обстановку в коллективе?
Во-вторых, как раз перед ликвидацией во «Владспецреставрации», напомним, было всего шесть специалистов основных профессий из 19 трудоустроенных сотрудников. Кто они? Главный инженер проекта (полставки), инженер-реставратор (полставки), еще один инженер-реставратор (2/3 ставки), два архитектора, один художник-реставратор и инженер-сметчик (полставки), то есть на самом деле даже не шесть человек, а чуть более пяти ставок для них.
Кто ж остальные? Три единицы административно-управленческого аппарата плюс две сотрудницы (одна из которых художник-реставратор) - в отпуске по уходу за ребенком.
Первые шесть (ну ладно, пусть будет шесть!) человек и эти пять (включая двух декретниц) - это получается 11 сотрудников. Кто ж остальные восемь? А остальные восемь: инженеры, реставраторы, художники-реставраторы только числятся в штате АО «Владспецреставрация». Эти люди были приняты на работу в 2013-2014 годах исключительно для того, чтобы организация могла получить необходимые лицензии на реставрационные работы.
И - приготовьтесь к убийственному факту - с даты приема на работу все эти восемь сотрудников находятся в отпуске без сохранения заработной платы. То есть в реале они не работали на предприятии ни дня!
Из этого факта можно сделать как минимум два неприятных для бывшего руководства «Владспецреставрации» вывода.
Первый: оно, экс-руководство, утверждает, что слова представителей АВО об отсутствии у предприятия лицензии на реставрационную деятельность не соответствуют действительности. Мол, ну и фиг с ним, что Минкультуры отказалось переоформлять «Владспецреставрации» лицензию, у них она есть бессрочная! Но зачем же тогда экс-руководство вообще обращалось в Минкультуры за «ненужными» лицензиями? И даже людей под это дело нанимало?
Второй неприятный вывод: все из себя гениальные и талантливые руководители «Владспецреставрации», «соль владимирской реставрационной школы», получить лицензию министерства так и не смогли. Не будем вдаваться в причины афронта, но факт остается фактом: крайне необходимых для работы лицензий у организации так и не появилось. И набранные люди оказались ей не нужны.
И еще о лицензиях, чтобы уже два раза не возвращаться. Один из убийственных выводов Счетной палаты, обнаружившей многочисленные нарушения законодательства в работе бывшего руководства «Владспецреставрации», - это вывод о том, что общество осуществляет только четыре вида деятельности из 31, предусмотренного уставом. А это, в первую очередь, связано с отсутствием необходимых лицензий.
Если это великая «эффективность», то да, «Владспецреставрация» работала весьма «эффективно».
Домик для гостей
Интересно и так же «эффективно» обстояло во «Владспецреставрации» дело и с помещением.
Любая организация должна где-то сидеть. В смысле размещаться. Теперь уже бывшая «Владспецреставрация» размещалась на двух этажах здания на Княгининской, дом 6-б, во Владимире.
Полезная площадь служебных помещений, которые занимала «Владспецреставрация», - 343,1 квадратного метра. Вы думаете, на всех этих метрах кропотливо трудились наши реставрационные «звезды»?
Если вы так думаете, вы-таки ошибаетесь!
Факты таковы: «соли владимирской реставрационной школы» было достаточно для работы менее 1/3 этих площадей. Они кипуче трудились всего на 102,4 «квадрата». Половина полезных площадей не использовалась вовсе (175,6 м2). Еще 65,1 м2 сдавались в аренду сторонним организациям.
Итак, зафиксируем еще раз:
1. Собственник имеет законное право ликвидировать принадлежащее ему предприятие. Ограничений этого права немного, и в нашем случае они не «играют».
2. Тем более это право есть у собственника, если он считает деятельность своего предприятия неэффективной, что документально доказано различными и многочисленными компетентными инстанциями.
3. Плюс значительная и весьма авторитетная часть владимирского сообщества реставраторов одобряет решение о ликвидации как с профессиональной, так и с морально-этической точки зрения.
Но ликвидация государственного предприятия предполагает освобождение занимаемого им помещения. Бывший заместитель генерального директора «Владспецреставрации» Роман Леонов так и пишет в одном из интернет-СМИ Владимира: «Кому-то понадобилось наше здание на Княгининской». Дескать, когда в АВО говорят, что здание принадлежит администрации Владимирской области, это неправда. Мол, «здание находится на балансе АО «Владспецреставрация», оно ему принадлежит. И единственный способ изъять это здание у «Владспецреставрации» - ликвидировать предприятие. По-другому нельзя было передать это имущество Владимирской области или третьему лицу». Конец цитаты.
Но рассудите сами: если 100 процентов акций этого предприятия, то есть все до последней нитки предприятие, принадлежит АВО - то чье тогда здание? Нет «эффектной» организации - нет и балансодержателя. Но здание же не может остаться бесхозным. Оно в конечном счете - все равно собственность Владимирской области.
Но не спешите негодовать - это здание никто в АВО не собирается ни приватизировать, ни передавать заезжим барыгам «за долю малую». По инсайдерской информации, это здание будет передано действительно серьезной и обладающей всем необходимым инструментарием для производства любых реставрационно-восстановительных работ организации - «Владимирреставрации».
Закономерный финал
Нам много есть что еще рассказать об «эффективности» ликвидированной «Владспецреставрации» и ее бывших руководителей. Мы просто в силу ограниченности газетных площадей не можем перечислить все претензии, имеющиеся у ее собственника - АВО - к этой организации.
Тут и масса претензий к качеству работ со стороны заказчиков, и нарушения налоговой и финансовой дисциплины, и накопленные долги за коммунальные ресурсы и услуги. И даже обнаруженная на предприятии «двойная бухгалтерия».
Но сегодня дело уже даже не в этом. Во Владимире и без «Владспецреставрации» немало настоящих профессионалов отрасли, так что никто фрески Рублева и наше белокаменье условным «таджикам» не отдаст.
Но и «феодальная раздробленность» отрасли совершенно ни к чему.
Для вящей славы владимирской школы реставрации, которая действительно когда-то считалась самой сильной в России после Москвы и Питера, нам нужна сильная и единая организация реставраторов, обладающая всеми видами лицензий и всеми необходимыми специалистами для производства любых реставрационных работ.
Именно это - и ничто другое - сохранит и приумножит и славу владимирской школы, и ее - без всяких кавычек - эффективность. А главное - сохранит наши волшебные архитектурные и художественные памятники для благодарных потомков.
А разве не в этом весь смысл обсуждаемого нами решения АВО?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:55 Более 1350 водителей проверили владимирские госавтоинспекторы во время рейда
Во Владимире сотрудники ГИБДД продолжают тактику тотальной проверки автомобильного потока на выявление любителей нетрезвой езды. Очередной такой рейд прошел с 21 часа 28 апреля до 2 часов ночи 29 апреля 2024 года. Участв…
вчера в 17:43 Во Владимире удалось спасти рабочего, попавшего под обвал грунта
В пятницу, 3 мая, бойцы Поисково-спасательного отряда города Владимира провели успешную операцию по спасению рабочего, попавшего под обвал грунта при проведении земляных работ. Любое промедление в действиях спасателей мо…