22 октября 2014 в 17:49

Путина вызвали в школу

На днях вернулся из Пензы, где Народный фронт провел форум «Качественное образование во имя страны». «Фронтовики» чем мне понравились? А тем, что корректно, но твердо ставили перед главой государства и своим лидером непростые вопросы отрасли. И вот получились у меня такие «заметки на полях».

Не хочешь кормить свою школу ‑ будешь кормить чужую
Во времена моей молодости было словосочетание «боец идеологического фронта». Этими бойцами были в СССР деятели культуры, журналисты и педагоги. Все, кто вкладывает в мозги сограждан идеи, нужные режиму.
Затем клише было осмеяно, а парадигмой сознания стал постулат свободы всего на свете: слова, мысли и т.д. Стало чуть ли не официальной доктриной, что мы не столько Россия, сколько всего лишь 1/7 часть мировой цивилизации. Что наши национальные интересы менее важны, чем «общечеловеческие ценности». Ну и все такое. Отсюда было недалеко и до того, что богатства России ‑ это и не наши богатства вовсе, а общее достояние всего «цивилизованного мира».
Прозрение ‑ надеюсь, это прозрение, а не минутная реакция на предлагаемые обстоятельства ‑ наступило скоро. Наши соседи по планете раз за разом жестоко обманывали наши ожидания и не отвечали за базар. Расширение НАТО, ПРО, Украина, санкции... В ответ последовали призыв к национализации элит, духовные скрепы, государственный патриотизм…
Но кто будет вкладывать эти новые (хорошо забытые) идеи в мозги масс? Кто, как не «бойцы идеологического фронта»?
А что у нас с бойцами?
Оставим пока журналистов и культуртрегеров. Поговорим о педагогах.
В Советском Союзе их роль и миссию отлично понимали. Да, платили меньше, чем сталеварам, но на 150-180 учительских рублей можно было нормально жить, а квартиры давали бесплатно. К тому же в СССР было нерыночное общество, и статус той или иной профессии определяла не зарплата, а миссия, ее важность для общества. Официант получал больше педагога ‑ но кто уважал кабацкого халдея? Педагогика была социальным лифтом, а учитель ‑ уважаемой профессией. Хотя бы потому, что не было Википедии, и мы не могли проверить, за что на самом деле сожгли Джордано Бруно. Учителя - вкупе с пионерией и комсомолом, идеологически ориентированной, но талантливой детской литературой и кино - формировали советского человека. Сейчас либералы зовут его «совком». Но «совок» построил вторую экономику мира и глобальную сверхдержаву. Либералы не создали ничего, кроме оскорбления...
Но ведь об этом молодым надо убедительно рассказать!..
Сегодня в России ‑ рыночное общество. Статус профессионала определяется его зарплатой. Работа, за которую платят мало, не уважаема. И если стране нужны хорошие учителя, страна должна им достойно платить.
Учитель нынче почти единственный, кто работает с мозгами детей. Может ли воспитать бедный учитель любовь к Родине, если та достойно не оплачивает его труд? Может ли педагог сделать ребенка патриотом, если страна сделала его самого рабом бесчисленных, бездумных и чуждых нашим традициям реформ? Может ли он взрастить личность с чувством собственного достоинства, если достоинство самого учителя сплошь и рядом попирается директором, делящим стимулирующие выплаты, и чиновником, требующим от педагога не живой работы, а тонн бесчисленных отчетов?
Форум ОНФ, конечно, в одночасье не решит всех проблем российского образования. Но это, пожалуй, единственная сегодня площадка, где хотя бы начали говорить о вопиющем диссонансе между государственной ролью учителя и оплатой его труда. Люди здравого смысла экстраполируют на образование известное высказывание «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Если государство не будет достойно оценивать труд учителей, к ним с грантами придут всякие Соросы. Такое мы еле-еле пережили в 90-е годы. Такое переживает сегодня Украина. Весь тамошний национализм, ненависть к москалям, Бандера и «Правый сектор» ‑ это результат труда украинского учителя последних 20 лет...
Зарплатное лукавство
Как же так ‑ спросите вы. Ведь одним из «майских» указов Путина поставлена задача поднять зарплату учителя до средней по региону. И многие регионы с этой задачей уже справились.
Но, во-первых, регионы разные. Средняя зарплата в Москве и во Владимире ‑ две большие разницы. Но учитель ведь не виноват, что живет не в Москве. А во Владимире. Думаю, что базовая ставка учителя должна быть общефедеральной.
Во-вторых, то, что называют зарплатой учителя, и то, что, может быть, дотягивает до средней по региону, - это не его базовый оклад. Не оплата стандартной ставки в 18 часов в неделю. Это ‑ зарплата за работу на полторы, две, а то и больше ставок. Именно оплата базовой ставки должна быть равна средней зарплате в регионе.
Вот выступает перед Путиным в Пензе директор лицея № 22 из Орла, доверенное лицо президента Татьяна Шевцова. Она подняла этот самый сложный для учителей вопрос, вопрос оплаты труда:
- Мы взяли 12 регионов ЦФО и посчитали среднюю зарплату. Она составила 22 тысячи рублей. Потом мы составили среднюю плату за одну ставку (18 часов) ‑ и она составила 10 тысяч рублей. Чтобы получить 22 тысячи, учитель должен брать 1,6 ставки, а это 30 часов в неделю. За 30 часов он получит 17,6 тысячи рублей. К этой сумме идет доплата за проверку тетрадей - 10% от нагрузки, 1760 рублей. Плюс 3 тысячи рублей в среднем - доплата из стимулирующего фонда. Нагрузки колоссальные.
Шевцова предлагает закрепить должностной оклад педагога на конкретном уровне (за 18 часов) и приравнять его к средней заработной плате по экономике региона.
- Пусть это будет поэтапно, но с 2010 года наша зарплата повысилась на 30%. И хотелось бы, чтобы она повысилась в ближайшее время еще на 30%, - сказала она.
Предложение Шевцовой коллеги встретили оглушительными аплодисментами. Все ждали, что скажет Путин. Глава государства согласился ‑ сегодня статус профессии определяется не в последнюю очередь и уровнем зарплаты. Он призвал педагогов согласиться с тем, что ситуация все же меняется к лучшему. В обществе статус учителя повысился, в педвузы вырос конкурс, в школу вновь пошли мужчины.
- Вы, наверное, согласитесь, что именно я был инициатором реального повышения доходов учителей, - отметил Путин. - Мы добились того, что темпы роста доходов выше темпов роста учительской нагрузки. Посмотрите на рынок труда в стране ‑ в некоторых регионах люди из экономики уже уходят в преподавание. Да, повышать зарплату учителей надо ‑ и мы будем это делать. Но вот сейчас сказать ответственно, что в такие-то сроки мы настолько-то поднимем вам зарплату, ‑ я не могу. Но будем к этому стремиться...
Общественное согласие
И участники форума, и Путин считают, что в обществе долно быть общественное согласие по поводу всего образовательного комплекса страны. Вот как формулирует это Путин:
- Должны быть общественно приняты принципиальные для отрасли решения ‑ от школьной формы до единого учебника истории.
А сопредседатель Центрального штаба ОНФ, режиссер Станислав Говорухин, сказав, что «уже два поколения граждан перепрыгнули в век компьютеров, минуя век письменности», добавил:
- Сегодня наконец-то пришло осознание того, что случилась беда. Не могут неграмотные, темные граждане построить сильное, цивилизованное государство. Образование и воспитание ‑ это самая главная забота государства.
Надо отдать учителям должное ‑ они не просто просят повысить им зарплату. Они хотят знать главное ‑ для чего они трудятся. Пусть государство даст им ответ на этот вопрос: чего оно ждет от педагогов России? И не пора ли на основе широкой общественной дискуссии выработать государственную политику в области образования? И тогда сами собой найдутся четкие ответы на важные, но частные вопросы. Какие учителя и какое преподавание нужны стране? Каким должно быть соотношение платных и бесплатных услуг в отрасли? Какого качества должно быть образование? Нужны ли нам ЕГЭ и Болонская система в вузах?

КСТАТИ

Владимирскую область на форуме ОНФ в Пензе представляли учитель английского языка владимирской гимназии № 23 Вера Кейгл, преподаватель Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте РФ Ирина Калмыкова, преподаватель специальных дисциплин Гусь-Хрустального технологического техникума Роман Мещеряков, руководитель Центра подготовки кадров Ковровского электромеханического завода Елена Лаврищева и председатель совета родителей, член Совета отцов Владимирской области Евгений Горбачев.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
24 минуты назад 20 домов в микрорайоне 8-ЮЗ повторно останутся без отопления на шесть часов
Об этом сообщает пресс-служба владимирской мэрии со ссылкой на ПАО «Т Плюс». Людям приносят извинения за временные неудобства. В связи с ремонтными работами теплоснабжение отключат 1 апреля с девяти утра до трех часов дн…
49 минут назад В Гороховце может появиться новый физкультурно-оздоровительный комплекс
Многодетная мама по имени Светлана от лица всех жителей Гороховца обратилась к губернатору Владимирской области Александру Авдееву с просьбой построить в городе физкультурно-оздоровительный комплекс.