18 декабря 2012 в 14:55

Екатерина Гридина: «Управлять надо не людьми, а результатами»

«Владимирские ведомости» продолжают знакомить читателей с позицией кандидатов на пост ректора ВлГУ. В газете уже прошли интервью с Алексеем Давыдовым и Игорем Омельянчуком. Сегодня своими мыслями с нами делится доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии науки и практики организации производства Екатерина Гридина.  
- Екатерина Ивановна, как вы считаете: что в университете зависит от личности ректора?
- Вся жизнь университета зависит именно от личностей и оценивается он в соответствии с тем, сумел ли привлечь «в себя» достойных личностей, создать им условия для исследований и преподавания. Именно поэтому ведущие университеты мира стремятся пригласить к себе лучших преподавателей и ученых, способных обеспечить элитное обучение и устойчивое положение вуза. Но облик университета в целом, условия и содержание образовательного процесса, совместной деятельности всех его участников прежде всего зависят от ректора.
В сложившихся условиях Владимирскому государственному университету нужен именно такой ректор: лидер-ученый, компетентный в вопросах научной работы вуза, но в то же время педагог, любящий студентов и умеющий сотрудничать как с ними, так и с преподавателями. Современный организатор научного и образовательного процесса, ориентированный на инновации и поступательное развитие вуза, повышение его авторитета в научном и общественном пространстве.
- В чем особенности управления университетом?
- Есть общие принципы оптимального и эффективного управления, они распространяются и на вузы. Мой принцип управления в вузе предусматривает отказ от «управления кадрами» в пользу «управления результатами». Главное здесь ‑ качество полученного результата. Это требует совершенно иных подходов. Людьми в университете не надо «управлять». Задача ‑ их направлять. Цель - сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого работника и студента.
В современном вузе эффективность напрямую связана, с одной стороны, с единоначалием, прозрачностью, подчинением, строгой, ясной иерархией. С другой - с партнерскими отношениями, взаимопониманием, сотрудничеством. Ученого нельзя заставить, принудить хорошо исследовать, а преподавателя - качественно учить и воспитывать. Но можно создавать условия и стимулы для этого.
- В высшем образовании России происходят большие перемены. Отсюда возникают дополнительные трудности при управлении вузом?
- Действительно, в последнее 20-летие высшее образование в целом и каждый вуз в частности претерпели серьезные изменения. Еще большие предстоят в ближайшем будущем. Это предполагает определенный тип управления, которое могут возглавить «лидеры перемен». Сегодня перемены - это норма. К ним нужно быть готовыми, относясь как к неизбежности. Если университет не способен быстро меняться, он обречен на прозябание. В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен - те, кто чутко улавливает тенденции изменений и мгновенно приспосабливается к ним, используя их во благо вуза.
- В нашем университете тоже много преобразований…
- Однако сегодня Владимирский государственный университет, с моей точки зрения, не является лидером перемен в российском высшем образовании. Он вынужден приспосабливаться к меняющейся обстановке. На мой взгляд, необходимо действовать новаторски, с опережением, отбрасывать устаревшее и нарабатывать «новые качества». Нужна стратегия использования «окна возможностей», создания будущего для вуза. Ректор при этом должен уметь быстро и эффективно находить выход из неблагополучных, нетривиальных ситуаций, добиваться более высокой эффективности при меньших ресурсных затратах.
- Вот вы говорите, что ректор сегодня ‑ это и предприниматель. Как вы это понимаете?
- Ректор ‑ предприниматель в том смысле, что он вместе с командой проявляет находчивость, творчество по зарабатыванию прибыли для вуза. В этом смысле руководитель современного российского вуза просто не может не «предпринимать» для выгоды своей организации, не может не ориентироваться на прибыль. Однако прибыль в условиях главенства образовательной деятельности не на первом месте. Она ‑ это лишь инструмент для решения образовательных задач, поддержания и укрепления кадрового потенциала, стимулирования качества труда и заинтересованности каждого работника вуза в общем успехе.
Достижение максимального качества образования, устойчивой деловой репутации и нравственной состоятельности работников и студентов, высокого уровня образовательных услуг, которые были бы адекватны требованиям XXI века - вот стратегия, которая позволит ВлГУ успешно бороться за приобретение статуса ведущего инновационно-исследовательского университета во Владимирском регионе.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 16:14 Ольга Хохлова поделилась впечатлениями от пресс-конференции Президента
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова считает, что озвученные в ходе прямой линии и пресс-конференции инициативы Владимира Путина должны максимально оперативно трансформироваться в кон…
вчера в 14:19 Вязниковские зубры привели к кормушкам в заповеднике целый «детский сад»
Обычно в это время года тропа к зубрам уже укутана белым покрывалом, а сейчас вместо пушистых сугробов – серая сырость. Но тем не менее жизнь в зубрином стаде идет своим чередом, рассказывают сотрудники Дирекции особо ох…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.