5 сентября 2012 в 13:07

Первый удар по «заказным» перевозкам

Вопросу обеспечения безопасности пассажирских автобусных перевозок в последнее время уделяется самое пристальное внимание. С 30 июля этого года в транспортном законодательстве появился целый ряд новшеств, призванных как раз усилить контроль за деятельностью перевозчиков. Изменения внесены во все основные законодательные акты, начиная от федеральных законов и заканчивая Кодексом об административных правонарушениях.  
Даже краткий анализ новшеств дает понять: государство всерьез намерено навести порядок. Ужесточаются все основные требования к перевозчикам: как к подбору и квалификации персонала, так и к техническому обеспечению перевозок. Существенно изменилась и «градация» санкций. К примеру, теперь за несоблюдение требований по проведению предрейсового контроля водителя и транспортного средства индивидуального предпринимателя могут наказать так же, как и юридическое лицо, - штрафом до 30 тысяч рублей. На юридическое же лицо за некоторые нарушения могут наложить штраф в 400 тысяч рублей.
Однако, как заметил заместитель начальника отдела финансового, кадрового и правового обеспечения Управления государственного автодорожного надзора по Владимирской области Евгений Косолапов, суть изменений состоит в стремлении уравнять требования к перевозчикам, занимающимся своей деятельностью на основании лицензии, и к тем, кто занимается так называемыми «заказными» пассажирскими перевозками на уведомительной основе. Для начала стоит разобраться, в чем между ними разница.
Лицензирование обязательно для тех, кто занимается регулярными рейсовыми перевозками. Идея заказных перевозок заключается в том, что автобус выделяется, к примеру, для перевозки группы туристов из пункта «А» в пункт «Б». В этом случае заключается договор фрахтования транспортного средства. Такие перевозки, как правило, носят единичный характер. И законодатель посчитал, что лицензировать этот вид деятельности не надо.
Как говорится, гладко было на бумаге. На деле же сложилось так, что «заказные» перевозчики начали активно пользоваться этой лазейкой и занялись регулярной, хотя и незаконной, перевозкой пассажиров, составив на сегодняшний день весьма серьезную конкуренцию легальным рейсам.
В чем соль? Регулярные перевозчики по определению проигрывают «диким». Во-первых, так как их автобусы начинают рейс с вокзала или автостанции, они должны выплачивать комиссионные автовокзалам, а это немалые суммы - до 15% от стоимости билета. Кроме этого в стоимость билета входит и обязательный страховой сбор. «Заказные» же автобусы, отправляющиеся в путь в буквальном смысле «от столба», позволяют их хозяевам экономить на этой статье расходов. Казалось бы, пассажирам без разницы, кто их везет, если бы не пресловутый риск, заложенный в самой идее. Просто потому, что возможность государственного контроля за нелицензируемыми перевозчиками существенно ниже, что позволяет им проявлять, мягко говоря, недобросовестность. Как правило, такие перевозки осуществляются без особой заботы о безопасности пассажира и о техническом состоянии самого автобуса. Статистика произошедших в последнее время дорожно-транспортных происшествий с участием «заказных» автобусов - как во Владимирской области, так и в РФ - это наглядно подтверждает.
О размахе же «заказных» перевозок по регулярным автобусным маршрутам говорит, к примеру, такой факт: по имеющейся информации, один из крупнейших легальных перевозчиков области всерьез рассматривает возможность расторжения договора на обслуживание маршрута, то есть отказа от работы на некоторых междугородных линиях - из-за недобросовестной конкуренции говорить об их рентабельности уже не приходится. Заместитель начальника территориального управления Госавтодорнадзора Валерий Прохоров подтверждает, что проблема становится все серьезнее: «Из двух тысяч автобусов, осуществляющих коммерческие пассажирские перевозки во Владимирской области, около половины - «заказные».
Именно поэтому новшества, внесенные в транспортное законодательство, серьезно затрагивают нарушения именно правил перевозки пассажиров и багажа по заказу. Так, статья 11.14.2 Кодекса об административных нарушениях гласит: «Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - двухсот тысяч рублей». То же самое наказание - за взимание платы с пассажиров «при перевозке по заказу неопределенного круга лиц» и за посадку не внесенных в список пассажиров в «заказное» транспортное средство.
Кроме того, полицейские теперь имеют право оштрафовать юридическое лицо, не обеспечившее соблюдение профессиональных и квалификационных требований к своим работникам, на сто тысяч рублей. Автодорнадзор также получил расширенные полномочия, вплоть до права беспрепятственного посещения объектов транспортной инфраструктуры, обследования транспортных средств и проведения всех необходимых мероприятий по контролю за деятельностью перевозчиков.
Санкции серьезные и дают основание надеяться, что в деле пассажирских перевозок порядок будет наведен. Что касается добросовестных перевозчиков, то, по уверению Евгения Косолапова, им опасаться нечего: если они соблюдают все требования законодательства, на них все нововведения никак не отразятся.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…