20 сентября 2011 в 01:35

Что происходит в учреждении закрытого типа для девочек?

Фото: автора.
Уполномоченный по правам ребенка обеспокоен ситуацией в Покровском спецучилище № 1 Оступиться в подростковом возрасте легко, особенно когда кажется, что «весь мир с тобой в разладе». Безусловно, часто после случившегося молоденькие девочки раскаиваются в содеянном, нуждаются в помощи и положительном примере взрослых, ведь впереди ‑ целая жизнь. Им создавать семьи и становиться мамами. 
Однако в Покровском специальном профессиональном училище № 1 закрытого типа вместо реабилитации и наставлений оступившихся девочек содержат в жутких условиях и жестком режиме, после которых можно только изуродовать душу, озлобиться и возненавидеть всех и вся. Жалобы из СПУ № 1 привлекли пристальное внимание уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области Геннадия Прохорычева.
Жалобы сквозь жесткую цензуру
В училище, учредителем которого является Министерство науки и образования РФ, живут 80 воспитанниц в возрасте от 11 до 18 лет со всей страны: из Ярославской, Мурманской, Архангельской, Брянской, Воронежской областей, Красноярского края, Татарстана и других регионов. 20 из них - сироты или оставшиеся без попечения родителей. Все осуждены судом за различные правонарушения - воровство, драки, бродяжничество, токсикоманию, употребление спиртного, трое - за убийство. У всех разные характеры, в большинстве случаев ‑ сложные.
В специальное учреждение закрытого типа девочки с девиантным поведением (с отклонением от социальных норм) направлены для исправления. Безусловно, для этого необходима строгая дисциплина, но нужны еще и мудрые педагоги и психологи, продуманная воспитательная система.
Возможно, так бы никто и не узнал об ужасных условиях жизни и системе «воспитания» в этом специальном учреждении, насажденной директором Т.Д.Артемовой. Ведь у многих девочек нет родителей, а тех, у кого они есть, жестко контролировали. Нельзя было ни в письме пожаловаться, ни при встрече. И все же жалобы от опекунов и родителей девочек дошли до уполномоченного по правам ребенка во Владимирской области Геннадия Прохорычева.
Из письма-жалобы:
«Родителям с детьми общаться сложно. Жесткая цензура. Все разговоры прослушиваются лично директором. Ребенок не может ничем поделиться, все грубо пресекается. Письма также проверяются. Понятно, что это не пионерский лагерь, но и не колония строгого режима. Посылки тоже проверяются. Детям нельзя пользоваться тем, что прислали родители, когда они этого хотят. Однако, когда приезжают различные комиссии, все преображается, как и должно быть. Дети должны отвечать на вопросы, как на экзамене, что положено. И не вздумай добавить что-либо от себя, ведь комиссия уедет, а директор ‑ останется. Вся территория училища обнесена забором, 12 камер наблюдения по периметру, две вахты, собаки. Рабочий персонал, чтобы не потерять место, стоит горой за директора. Создается впечатление, что многие находятся не на своем месте, они просто ненавидят детей, относятся к ним, как к закоренелым преступницам, а не оступившимся детям».
Никакой психологической реабилитации ‑ учись на швею-мотористку
Факты об ужасных условиях содержания детей шокировали. Нужно было срочно реагировать. И комиссия во главе с уполномоченным по правам ребенка выехала на место. Выводы, которые она сделала, оказались неутешительными, все изложенные в жалобах родителей факты подтвердились.
На основании типового положения и устава учреждение для детей с девиантным поведением призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Однако, как выяснилось, индивидуальной реабилитационной работы в Покровском училище просто не проводится.
В штате должны быть три психолога, три социальных педагога и два психотерапевта. На деле работает один психолог, помещения для лечебных занятий психотерапией и комнаты психологической разгрузки не оказалось. Кроме того, на каждый класс из 10 человек полагается не меньше двух воспитателей, на деле работает по одному.
Из жалобы родителей:
«С детьми должны были заниматься опытные психологи, другие специалисты, чтобы, выйдя из спецучилища, они не вернулись к прежнему образу жизни. Сами понимаете, какой это сложный возраст. На самом деле никакие психологи с девочками не занимаются. Обучение проходит только в рамках школьной программы и проф-
ориентации».
Как оказалось, обучают в училище только по одной специальности ‑ швея-мотористка, безо всякого права выбора. И хотя на выделенные федеральные деньги закуплено оборудование для организации обучения по специальности «парикмахерское дело», оно остается сваленным в комнате и закрытым на ключ.
Бытовые
условия
В 2011 году СПУ как федеральное учреждение получило около 50 млн рублей. Точную сумму, которую выделяет Министерство образования и науки РФ, директор учреждения Тамара Дмитриевна Артемова назвать не смогла. Как не смогла ответить, на какую сумму дети питаются, сколько денег выделяется на обмундирование детей-сирот и других воспитанниц. Выяснилось, что в специальном Покровском училище № 1 никогда не существовало попечительского совета.
На территории учреждения находится целый комплекс жилых, учебных и вспомогательных зданий. Однако оказалось, что бытовые условия не только не помогают реабилитации воспитанниц, но вызывают эмоциональное напряжение и агрессию. Судите сами: в спальные комнаты дети «напиханы» вместо одного-трех человек по десять. Между тем недостроенное просторное общежитие на 200 мест по непонятным причинам уже много лет не вводится в эксплуатацию.
Комната для гигиенических процедур закрыта на замок. По пояснению директора, девочкам она не нужна, они не знают, что такое биде, и пользуются ковшиком. Сушилок нет, так что белье дети сушат на батареях, отчего в спальных комнатах и в раздевалке стоит запах пота и сырости.
В связи с ремонтом (в течение уже полугода) канализации туалетные комнаты в общежитии не работают. Дети ночью вынуждены ходить по нужде в ведро! Из жалобы родителей:
«Отбой объявляют здесь в 20.30. При этом свет в спальнях не выключается всю ночь. В 23.00 всех поднимают «на горшок». Хочешь не хочешь, вставай и иди. Душевых комнат нет, так что соблюдать элементарные правила личной гигиены, что особенно важно в их возрасте, девочки не могут. Помыться можно только один раз в неделю в бане! На эту процедуру отведен час. При этом они должны не только вымыться, но и постирать свое белье, все в том же тазу, где и моются. Замечу, что постельное белье они также стирают сами, полощут его также в тазах. Не каждый взрослый справляется с такой задачей, а что говорить о детях?.. Зимой, чтобы к утру все высохло, чулки и носки вешают на батареи, на всех не хватает места. Если не высохло - иди в мокром белье. Кстати, о туалете. Это ужас какой-то. Только недавно здесь сделали отдельные кабинки, а так было ‑ как в «чистом поле», все на виду у всех. Зато у персонала туалет ‑ по последнему слову техники. А у директора ‑ персональный, с евроремонтом».
Медобслуживание
Комиссия выяснила, что помещение медсанчасти отремонтировано и укомплектовано оборудованием, однако на практике должной медицинской помощи девочки не получают.
Из жалобы:
«Почему-то во всех недомоганиях воспитатели видят только притворство. Доходит до того, что у одной девочки едва не случился перитонит во время приступа аппендицита. У другой из-за разболевшегося зуба раздулась щека, а когда ребенка соизволили отвезти в больницу, то пришлось несколько раз разрезать щеку, чтобы не получилось нагноения, и удалить передний зуб. Подобных примеров можно привести много. В медсанчасти девочки лежат в закрытых на ключ комнатах. В случае необходимости ни до кого не докричаться».
Питание
Столовая обеспечена всем необходимым, но вызывают недоумение раковины для мытья рук. На момент проверки воды в кранах не было.
Из жалобы:
«Кормят здесь, что называется, «на убой». Даже если чего-то не хочешь или уже наелся, все равно ты обязан съесть все, что тебе дали. В день кроме основной еды дают по 10 кусков хлеба толщиной около 1 см каждый. И не важно, что сытную пищу можно запить только одним стаканом чая, компота или киселя. Питьевой воды нет. Хочешь пить ‑ пей воду из-под крана, качество которой оставляет желать лучшего, используя при этом ладошки вместо стакана. В результате дети закормлены. Их вес превышает нормы от 10 до 30 кг.
Ладно бы все компенсировалось физическими нагрузками, такими как занятия спортом. Ничего подобного здесь нет и в помине».
Воспитательная система
Воспитательно-карательная система выстроена директором учреждения Т.Д.Артемовой.
Все дети запуганы. По территории их вынуждают ходить только строем, при этом смотреть нужно в землю, голову никуда не поворачивать, ни с кем не разговаривать.
Из жалобы:
«За малейшее нарушение «правил» следует наказание в виде замечаний, которые затем суммируются. Замечание можно получить даже за произношение запрещенных слов, к примеру «круто», «ужас», «прикольно». Выдается черная карточка и детей сажают на «электричку» - нужно сидеть или стоять в коридоре и читать «Российскую газету», такое наказание продолжается в течение недели. Общаться между собой девочкам тоже запрещено, тем более разговаривать на «жизненные» темы. Но ведь это же девочки! Пусть они оступились, но они остаются девчонками-подростками».
Оказалось, что книжный фонд библиотеки не обновлялся очень давно. Периодическую литературу здесь не выписывают, кроме «Российской газеты». Из разговора с директором выяснилось, что девочки не любят читать. Компьютеры есть, но стоят только для мебели. Со слов воспитанниц, занятия на компьютерах не проводятся.
Распорядок дня по типовому положению о данном учреждении должен включать в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно-полезной деятельностью, личное время воспитанниц. Но при личном общении с девочками комиссия выяснила, что занятия спортом на улице проводятся крайне редко. Дети бывают на улице только на общественных работах, когда начинается период огородничества и когда идут строем в столовую и в школу. Также ежедневной обязанностью воспитанниц является мытье полов в столовой, туалетах и спальном корпусе по 3 раза в день (без швабр и перчаток) и мытье посуды. Хотя в штатном расписании учреждения предусмотрены должности уборщиц и посудомойки.
Материалы переданы в Генеральную прокуратуру РФ
При личном общении с воспитанницами без директора и психолога члены комиссии выяснили, что при поступлении в учреждение «новичка» директор проводит профилактическую беседу и объясняет «новобранцу», как надо себя вести. Приветствуются доносы друг на друга. Если не «стучать», увеличивается срок пребывания в училище. Местная медико-психолого-педагогическая комиссия учитывает все указания директора.
Наказания применяются буквально за все. Телефонные разговоры прослушиваются, письма прочитываются. Переписываться можно только с близкими родственниками, а с друзьями категорически запрещено. Что уж говорить о создании условий для разнообразного творческого развития? Девочки хотели бы дополнительно заниматься в кружках по вокалу, фортепиано, гитаре, рисованию, хореографии, в театральном кружке, изучить скоростное печатание на компьютере. Одежда, в которой ходят воспитанницы, убога. У всех одинаковые страшные дешевые ботинки, одинаковые короткие стрижки, любые украшения запрещены.
- Самое ужасное, что директор Тамара Дмитриевна считает, что ничего страшного в ее системе нет и никаких «особых нарушений» она не допускает, - поделился впечатлениями Геннадий Прохорычев. ‑ Не понимает главного: это спецучилище, а не колония. Большинство девочек брошены семьями, многое пережили, у них - период становления личности. С такой воспитательной системой они не получат образования, понимания, что такое закон, и уважения к себе. После спец-
училища они выйдут преступницами, людьми с изуродованными душами.
Все материалы выездной проверки переданы в Генеральную прокуратуру и Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:22 Прокурор добился выплаты долгов по зарплате 84 сотрудникам «Муромского ПАТП»
В Муроме благодаря вмешательству прокурора удалось добиться выплаты долгов по заработной плате 84 работникам местной компании-перевозчика - Муромского пассажирского автотранспортного предприятия.
вчера в 18:12 Вальдшнепа из Шотландии подстрелили в лесах под Гусь-Хрустальным
Госохотинспекция Владимирской области рассказывает о достаточно необычной добыче гусевских охотников.